Разработкой занимались ученые из нескольких университетов США под эгидой ведомства. Статья с результатами исследования опубликована в свежем номере журнала вирусологии Американского общества микробиологии.
Вакцина была получена за счет генетической модификации предыдущих штаммов вируса: спустя 28 дней после прививки (как высокой, так и низкой дозой вакцины) свиньи демонстрировали устойчивость к заболеванию. «Эта экспериментальная вакцина от АЧС подает большие надежды и способна обеспечить полную защиту от текущего штамма, который стал причиной нынешней вспышки в Восточной Европе и Азии», — заявил ответственный исполнитель министерства Дуглас Гладью.
Вирус АЧС открыт более 100 лет назад, но до сегодняшнего дня ни одной коммерческой вакцины от него не существовало.
По словам директора «Совэкона» Андрея Сизова, АЧС — это проблема номер один для мирового животноводства, а возможно, и мирового сельского хозяйства вообще. Смертельный для домашних свиней и диких кабанов вирус неопасен для человека, однако люди могут быть его механическими переносчиками.
«Вирус имеет огромный срок выживания без носителей, не боится ни высоких, ни низких температур, имеет множество путей распространения. В России вирус существует более десяти лет, с ним не может справиться ЕС, в Китае с конца 2018 года погибло и было уничтожено, по разным оценкам, 40–50% всех свиней — это около 150–200 млн голов», — отмечает господин Сизов.
На сегодняшний день вирус присутствует в 50 европейских и азиатских странах (включая Россию) — на них, по данным Всемирной организации здоровья животных, приходится 75% мирового производства свинины. В октябре голландский Rabobank заявил, что поголовье свиней в Китае (на который приходится около половины мирового производства) за восемь месяцев сократилось на 50%: часть животных погибли от вируса, другие были забиты в рамках карантинных мероприятий, чтобы остановить его распространение, а по итогам года потери достигнут 55%.
Попытки разработки вакцины предпринимаются уже 50 лет, и нынешние результаты, подтвержденные серьезными исследованиями, — это огромный прорыв, говорит Андрей Сизов. «Впрочем, впереди еще дополнительные тесты и ожидание допуска регулятора. Процесс создания коммерческой вакцины может занять месяцы, год или даже больше. Вопросы, какова будет ее эффективность, кому будут принадлежать права на нее и по какой цене она будет продаваться, пока остаются открытыми», — указывает он.
В 2017 году в Россельхознадзоре заявляли, что потери аграриев от АЧС за девять лет составили 75 млрд руб. По оценке Национального союза агростраховщиков, за последние десять лет ущерб превысил сопоставимые $1 млрд.
Впрочем, для российского рынка свинины основной проблемой пока остается не АЧС, а кризис перепроизводства, «в который он сам себя загнал», полагает господин Сизов. Однако само по себе наличие вируса в стране — это огромная проблема, в том числе экспортная. Одной из причин недопуска российской свинины на китайский рынок была именно АЧС, говорит эксперт.