...Вообще-то волонтеры на автовокзале занимаются беженцами-транзитниками, проезжающими Латвию, но естественно, людей, которым нужна помощь, тоже привечают. Так было и в этот раз. К окошку волонтеров подошла молодая женщина и спросила, как ей добраться до Даугавпилса. Время позднее, автобусы расходятся последние. Она - с вещами. По счастью, автобус на Даугавпилс ещё только готовился к отбытию.
Правда, администратор автовокзала пояснила, что даугавпилсские автобусы украинских беженцев могут и не брать. Говорят, у них коммерческие рейсы. Берут только в тех случаях, если есть свободные места.
Мы с коллегой пошли провожать нашу гостью с надеждой на лучшее, стараясь не вспоминать всего негатива, который слышали о Даугавпилсе в отношении украинских беженцев. Подошли к автобусу - идёт посадка. Свободные места явно вырисовываются. Обратились к водителю. И тот - наотрез в категорической форме отказался брать женщину бесплатно. "Пусть, как все, платит 11 евро, у меня рейс коммерческий".
-Но она ж не как все. Она всё потеряла под бомбежками. Потому и приехала к нам - спастись, отдышаться. Заработать ещё не успела. И вы ведь можете её взять на свободное место, - просили мы.
Водитель был непреклонен. Поскольку такого поворота событий мы никак не ожидали, оба с коллегой оказались не при деньгах. Коллега побежал за кошельком - автобус вот-вот собирался отходить. А я - посмотрела на молчащую группу даугавпилсских пассажиров вокруг нас и предложила скинуться гостье на билет. Ну стыдно же так людей принимать - тем более, нуждающихся в помощи. Но в ответ - тишина. Только один мужчина крепкого вида грозно бросил что-то типа: нечего бандеровцев привечать.
-Это она бандеровка?! - переспросила я, указывая на маленькую уставшую женщину. Но в ответ - тишина. Похожая на полное единодушие.
Тут неожиданно одна из пассажирок предложила решение: "Не надо собирать деньги. Мой муж купит ей билет. Только вы не пишите об этом". Мужчина, только что подбежавший к женщине, не особо разбираясь в ситуации, послушно достал деньги. Я спросила имя, пообещав поставить свечу в церкви.
-Поставьте за хорошего человека.
На том и сошлись. Билет беженке купили. Двое хороших людей как бы спасли Даугавпилс от позора. Но молчать об этом случае я посчитала не возможным и не обещала хранить его в секрете. Потому что за ним кроется немало проблем.
То, что Даугавпилс неожиданно прославился своей нетерпимостью к украинским беженцам, это даже не вина его, а беда. В конце концов, кто-то большой и сильный каждого из нас при желании может назначить "бандеровцем". А подать просящему камень вместо куска хлеба - такое людям не прощается даже неверующим. Ведь водителю абсолютно ничего не стоило взять несчастную женщину на свободное место. Ни за что - 11 евро - коммерция! При таком подходе к жизни, уверена, эта "коммерция" вряд ли долго продержится - подсчёты добра и зла ведутся повыше нашего СГД.
Но дело не только в этом - каждый, как говорится, отвечает за своё. Если страна решила и объявила о том, что она помогает украинским беженцам, то должна отработать элементарные механизмы этой помощи. Я слышала, как это делается, например, в Германии. Даже поздно прибывшего беженца встречают волонтеры - в аэропортах, на вокзалах - сажают в оплаченное такси и отправляют в центр приема, где им гарантированы ужин, душ и чистая постель. Наутро начинают разбираться с их документами.
Как у нас - надо прибыть в Центр приёма беженцев на Калькю. Работает он до 18 часов. Людям выдали направления и дальше они сами добираются до места (в чужой стране с неоднозначным к себе отношением, будем откровенны).
В тот же "скандальный" вечер я встретила на автовокзале двух пожилых мужчин, которые тоже решили остаться в Латвии и получили "распределение" в Кулдигу. На вокзале они были после семи вечера. Что делать не знали. Пошла с ними в кассу, кассир вежливо выдала бесплатные билеты до Кулдиги на последний уже рейс. Вроде бы мужчин должны были встретить в Кулдиге поздно ночью. Дай Бог...
Но - неужто на Калькю пары волонтеров не найдется, чтоб хотя бы партиями отвозить людей на автовокзал и отправлять "по распределению?" Напоминаю - они в пути по 3-4 суток, часто без еды и сна, с баулами чудом спасенных вещей.
...Нам, живущим в сытой и благополучной стране (знаю, что многие сейчас весело засмеются), непонятно, как чувствуют себя люди, потерявшие ВСЁ: любимые вещи, детские фотографии, родных и друзей, родной дом, саму родину...А ведь ещё год назад они и в страшном сне не могли себе представить нынешней войны. И не в политике дело. Вы уверены, что никогда не будете нуждаться в помощи других? Что всегда будете молодым, здоровым и богатым? А полезно думать об этом - особенно сейчас - чтобы подольше оставаться человеком.
Елена СЛЮСАРЕВА
Фото автора