-Если мы говорим о том, что люди получили на руки, это 1,068 млрд в 2018 году. Если бы эти суммы были обложены налогом, то где-то полмиллиарда — социальный налог, и где-то 230 тыс был бы налог на доходы физических лиц. Суммы, которые платят «в конверте», составляют от 200 до 500 евро в месяц.
«Самые распространенные профессии — продавец, водитель грузового транспорта, уборщик, подсобный рабочий, продавец-консультант, повар, дворники и так далее», — добавила Филипповича.
В ходе собственного анализа СГД получила также усреденный портрет получателя «серой» зарплаты. Кроме того, работодатель порой пользуется безвыходностью ситуации, в которую попал работник, и не платит налоги.
-Портрет наводит на мысль о дискриминации на рынке труда. Потому что у нас, в отличие от европейских исследований, наблюдается тенденция: чем старше человек, тем больше вероятность, что ему выплатят зарплату в конверте. И чем старше человек становится, тем больше вероятность, что ему будет предложено согласиться на условия такой полулегальной заработной платы.
Год назад была реализована налоговая реформа, которая должна была содействовать уплате налогов и обузданию теневого сектора. В Конфедерации работодателей отмечают, что сегодня платить налоги с больших зарплат становится невыгодно, этим пользуется бизнес, считает эксперт по социально экономическим вопросам конфедерации Петерис Лейшкалнс.
Сотрудник Рижской высшей школы экономики Арнис Саука отмечает, что окончательная версия налоговой реформы отличается от первоначальной идеи которая предполагала снижению теневого сектора.
«Я полностью уверен, что та версия, которую предлагали Всемирный Банк и Банк Латвии, была действительно направлена на снижение теневой экономики, там было много компонентов по налогам, по доходам, туда был включен социальный аспект. Ну, просто в результате политических дебатов налоговая реформа не была введена в том виде, в котором предусматривалась», — указал он.