Система зависала: рецепты и больничные в электронном виде часами было не выписать. Чиновники Минздрава и Национальной службы здоровья уверяли, что проблемы временные. Но минуло больше года, а сбои не исчезли.
По словам семейных врачей, в последние недели декабря вообще не было дня, чтобы система хотя бы на пару часов не останавливалась.
— Проблема не только для нас, но и для пациентов, фармацевтов, — рассказывает знакомый семейный врач.
– Скажем, мы рецепт электронный выписали, а когда человек пришел в аптеку, система сломалась. ВсЕ, рецепта в данный момент ему не получить. Конечно, врач может выписать бумажный, но не каждый может прийти за ним, а медикамент требуется срочно. Иногда под угрозой оказывается жизнь человека…
Кто–то скажет, что еще пару лет назад ни электронных рецептов, ни электронных больничных вообще не было — и никто не возмущался. Верно. Но ведь новую систему специально вводили, чтобы облегчить жизнь людей. Причем вводили начиная с… 2006 года и потратили по приблизительным подсчетам 28 миллионов евро! Почему же нет той отдачи, на которую рассчитывали?
И морально, и технически устарела
Мы обратились к известному семейному врачу, руководителю совета комиссии E–veseliba Андрису БАУМАНИСУ. Эта комиссия создана Минздравом и Национальной службой здравоохранения (NVS), и в нее вошли чиновники и врачи. Д–р Бауманис представляет в ней Латвийское общество врачей.
— Программа E–veseliba и морально, и технически устарела и более чем на 10 лет отстает от существующих в мире информационных технологий, — рассказывает врач. – Самая технологическая платформа не отвечает требованиям, и существенно улучшить в ней ничего нельзя. К примеру, когда к системе подключается одновременно слишком много пользователей, она выходит из строя. Это обычно происходит в середине дня – в 12–13 часов. А пользователи программы — это и семейные врачи, и аптеки, и больницы, и сами пациенты…
По словам собеседника, создавать программу начали еще в 2006–м, сколько точно компаний – неясно. Главная роль отводилась крупной латвийской телекоммуникационной компании, у которой не было ни ресурсов, ни опыта, ни знаний для подобных работ.
— Это примерно то же самое, если бы какой–нибудь латвийской компании предложили собрать автомашину BMW. Вряд ли бы она смогла это качественно сделать. Так же и с данной программой. Кроме того, заказчик в лице Национальной службы здоровья не смог поставить ясную задачу исполнителям: что и как создавать. И еще один прокол: при создании системы вообще не консультировались с главными пользователями – врачами!
Где деньги, Зин?
Не менее интересно и другое. Большинство работ принималось под занавес года, в спешке. Подписывались договоры, перечислялись большие суммы денег. Но никто реально не тестировал сделанное, не проверял, что за эти деньги выполнено. А суммы за эти годы выложены огромные: 14,6 миллиона евро — финансирование ЕС и примерно столько же — латвийского государства, налогоплательщиков.
Странно и то, что за работы по устранению неполадок постоянно платит государство. Но разве не было в договоре каких–то гарантий, гарантийного срока?
— В нем, безусловно, должны были быть гарантии того, что, если работы сделаны плохо, изготовитель обязан их устранять за свой счет. Но это было недостаточно юридически грамотно включено в договоры. По этой причине государство платит за то, что не было сделано до конца…
Вы спросите, кто несет за это персональную ответственность? По давней латвийской традиции — никто.
С 2006 года сменилось много чиновников, министров, их замов, которые подписывали акты, перечисляли деньги. И найти одного ответственного сейчас невозможно.
Справедливости ради, проблемы с подобной программой не только в Латвии, но и во многих странах. В том числе и в такой продвинутой в области ИТ–технологий, как Эстония. А в Германии на нее истрачено около 3 миллиардов евро, но она до сих по не работает. Хотя нам от всего этого не легче.
А может, лучше вообще отказаться от постоянно ломающейся программы, чем выкладывать в нее новые и новые деньги?
ЕС поможет?
По словам эксперта, сама по себе цель «Е–здоровья» — перейти на электронное обслуживание пациентов – необходима и важна. Люди уже почувствовали плюсы: не нужно постоянно идти к врачу за рецептом или больничным, и их можно выписать по телефону – в электронном виде. (Если система, разумеется, работает без сбоев.) Кроме того, программа предусматривает электронные направления к специалистам на вакцинации, рентген…
На третьем этапе в нее будет включена вся электронная база данных пациентов: схемы вакцинации, все посещения врачей, истории болезней из больниц. То есть всЕ, что нынче существует в бумажном варианте и нередко теряется.
— Сейчас идет третья очередь программы E–veseliba, — продолжает д–р Бауманис. – На нее отведены государственные деньги в размере 10 миллионов, уже организованы конкурсы закупок… Но я считаю, что это неправильно, хотя сама цель – благородная. Это как строить пятиэтажный дом на фундаменте одноэтажного. Финал будет плачевный. Нужно искать хорошую платформу, на которую ставить дом…
Доктор Бауманис, как глава совета, уже подготовил документ, который предлагает правительству обратиться в Совет Европы с просьбой о покупке новой современной платформы. По его мнению, ответственные чиновники обязаны объяснить в Брюсселе, что прежняя – устаревшая — не работает.
— В мире есть платформы, которые легче перевести на латышский, чем на месте все создавать заново. В Латвии нет компании, которая одна могла бы это сделать. Если купить такую платформу, часть из той системы, что сегодня работает, можно было бы присоединить…
А что чиновники?
Они, как водится, продолжают ничего не делать. А точнее, идти по накатанной схеме и закапывать деньги в песок – вкладывать в систему, которая не жилец.
Вот и в Министерстве здравоохранения наш вопрос : что там собираются сделать, чтобы наладить работу «Е–здоровья», — перенаправили в Национальную службу здоровья (NVD). Там, мол, в курсе. А оттуда пришел письменный ответ:
«…В праздничные дни проводились очередные работы по улучшению системы, и они проводятся постоянно… NVD планирует регулярно и систематически работать над улучшением системы E–veseliba…»
Илья ДИМЕНШТЕЙН