Общественность уже знает об испанской недвижимости младшего сына Грудинина, Антона. Трёхэтажный особняк площадью более 200 кв. метров расположен в курортном городе Салоу, в 100 километрах от Барселоны. Его стоимость — около 800 тысяч евро. Дом записан на Антона и его жену Алевтину.
Когда информация о зарубежных активах его родни попала в прессу, для Грудинина и КПРФ это, похоже, стало неприятным сюрпризом. Ведь раньше он уверял, что у него самого и у членов его семьи нет особняков за границей. Коммунисты упорно стояли на своём: если и есть какая-то недвижимость, то только, мол, у каких-нибудь дальних родственников.
В итоге Грудинину пришлось признать своё враньё. Только вот объяснение получилось нелепым.
— У каждого кандидата в президенты есть дети, у каждого есть какая-то собственность. Вы думаете, что я буду командовать своим детям, что делать, на ком жениться? Они — взрослые люди, они занимаются бизнесом, у них хорошие доходы, но я к этому никакого отношения не имею, — заверял Грудинин.
Доверяй, но проверяй. Если уж кандидат от КПРФ соврал однажды, то у него могут быть другие скелеты в шкафу. Лайф изучил активы Грудинина, и подозрения подтвердились: у семьи коммуниста есть и другая недвижимость за границей. На этот раз она нашлась у старшего сына Артёма и его жены. Это два особняка и несколько земельных участков. Эти данные зафиксированы в местных реестрах недвижимости. Общая стоимость всей этой недвижимости тянет примерно на 20 млн рублей.
Скромное обаяние буржуазии
По данным, полученным Лайфом из земельных реестров Латвии, следует, что старший сын Павла Грудинина Артём владеет домом в латвийском городе Марупе, что буквально в десяти километрах от центра Риги.
Двухэтажный дом стоит в коттеджном посёлке Сели (Seli). Сам посёлок, дома в котором продавали под слоганом "Десять километров — и вы в центре Риги", представляет собой серию малоэтажных жилых домов и коттеджей, выдержанных в едином стиле на берегу небольшого искусственного озера. Стоимость особняков теперь начинается от 250 тысяч евро. В посёлке есть свой тренажёрный зал с панорамными окнами, ресторан "32 августа", винный магазин и даже крытые теннисные корты. У посёлка стоят шлагбаумы — въезд ограничен. Сели считается поселением престижного класса — около домов стоят только новенькие дорогие джипы Range Rover и седаны Mercedes, BMW, Lexus.
Около трети жителей — русскоязычные. Существенное число членов кооператива — выходцы из России, получившие вид на жительство или гражданство. Артём относится к их числу — несколько лет назад он получил латвийский вид на жительство. Ему присвоили персональный код, какой имеется у каждого резидента страны и выступает в роли идентификатора личности.
Особняк был куплен 18 декабря 2009 года за 129 тысяч лат (по курсу того периода —более 200 тыс. евро).
Вместе с домом Грудинин-младший приобрёл землю под ним. Согласно выписке из Кадастровой книги Латвии, продавцом выступало местное кооперативное общество АСВ. Именно ACB управляет всем коттеджным посёлком Сели и было его застройщиком.
Дом Грудинина коричневого цвета. Он выглядит очень ухоженным, построен в современном минималистичном стиле. По центру фасада с первого этажа и до крыши проходит сложный витраж. Во дворе — детская площадка, батут и беседка. Дом окружён забором и живой изгородью, так что, проходя по улице, почти невозможно разглядеть, что происходит на участке.
Участники кооператива АСВ, в который после покупки дома вошёл и Артём Грудинин, выкупили землю, на которой расположено озеро. Эти данные также приводятся в регистрационных документах, с которыми удалось ознакомиться Лайфу. Доля сына кандидата в президенты составила в пересчёте на рубли около 400 тысяч. Теперь все участники кооператива имеют возможность купаться и загорать на территории, на которую остальным вход заказан.
У супруги Артёма Натальи Грудининой, судя по всему, более тонкий вкус. Она выбирает уединённые дома в романтической обстановке: в окружении соснового леса или на берегу моря. Особняк, принадлежащий Наталье, расположен у побережья, в селе Ке́стерциемс в Энгуре Тукумского района. Там живёт всего 250 человек. Это красивые и живописные места в лесу.
А в паре сотен метров уже плещется Балтийское море. Посёлок известен ещё с советских времён пионерским лагерем рижского радиозавода Radiotehnika "Альбатрос", а также как место гибели певца Виктора Цоя. Он разбился 15 августа 1990 года в двух километрах западнее Кестерциемса, на 35-м километре шоссе Слока — Талси. Сейчас на этом месте стоит памятник.
Изначально хозяйкой земельного участка была местная жительница Ирина Юран, которая оформила его на себя весной 2003 года. В 2005 году местный совет разрешил ей построить на участке дом. В августе 2011 года Ирина зарегистрировала брак с Генрихом Юраном и через нотариуса Рижского областного суда Даце Чакла переписала недвижимость на него.
Через четыре года, в феврале 2015-го, Юраны продали недвижимость Наталье Грудининой за 110 тысяч евро.
Дом на территории выполнен из прочных брёвен и отдалённо напоминает исконно русский деревенский сруб. Крутая, асимметричная крыша, аляповатая кирпичная пристройка и угловатые стеклопакеты почти стирают это сходство. Во дворе так же, как и у дома мужа, установлена детская площадка.
Дом Грудининой находится в самом центре посёлка. Ещё с одной стороны его скрывает лес. Им тоже, кстати, владеет Наталья. Он граничит с территорией поместья Rubīni.
Этот участок в кадастре недвижимости назван Safiri и занимает площадь 0,6 га. Первоначально участок принадлежал гражданину Латвии Мартинсу Страупманису. Участок ему был отведён на основании решения Рижского регионального отделения Государственной земельной службы Латвии от января 2015 года. По использованию участка есть особенности. Почти весь он находится на территории зоны ограниченной экономической активности Балтийского моря и Рижского залива.
В мае 2015 года Страупманис продал участок Наталье Грудининой по договору купли-продажи.
Судя по документам земельного кадастра, куплен он был за 24 тысячи евро.
Четвёртый участок (угодье) называется Салакас (Salaсas) и тоже принадлежит Грудининой. Он расположен неподалёку от коттеджа мужа в Марупе. Земельный участок пока пустой. Возможно, молодая пара будет строить там ещё один дом. По соседству пока всего несколько особняков, которые принадлежат латвийским чиновникам и бизнесменам. Кадастровая стоимость участка Грудининой в пересчёте на рубли составляет 50 тысяч.
Помимо приобретённых домов и земельных участков чета Грудининых получила хороший бонус — вид на жительство в этой стране. Его, как правило, получают те, кто намерен осесть здесь всерьёз и надолго. C ВНЖ здесь можно работать, учиться или открыть бизнес. С ВНЖ можно ездить без визы по всем странам Евросоюза. И самое главное: через десять лет Грудинин-младший с женой смогут претендовать на гражданство Латвии.
Семейные тайны
Артём Грудинин вообще очень любит землю, почти как его отец. Тем более когда она стоит дорого. На него в столичном регионе зарегистрировано шесть объектов недвижимости. Это участок в 1,7 тысячи квадратов в деревне Слобода в сельском поселении Развилковское Ленинского района Подмосковья стоимостью около 20 млн рублей.
На улице Новая Слобода в этой деревне на него записан дом в 78 квадратов и стоимостью пять млн рублей, а также двухэтажный особняк в 265 кв. м и стоимостью 30 млн. Чтобы было где жить в совхозе, у Артёма здесь просторная квартира за 13 млн. Семь лет назад в том же доме ему принадлежала ещё одна квартира за 12 млн. В соседней многоэтажке у Грудинина-младшего есть однокомнатная квартира за скромные 4 млн рублей.
Откуда дети Грудинина берут деньги на покупку недвижимости? Как говорит их отец и кандидат в президенты Павел Грудинин, "занимаются бизнесом". Интересно, что этот бизнес всегда связан с деятельностью компаний отца или матери. Такой вот семейный подряд. Так, у семьи Грудининых есть салон красоты "Таир", которым владеют супруга Павла Грудинина Ирина и Артём. Заурядный сельский салон красоты с обычными ценами, да вот, как ранее сообщал Лайф, у него открыто сразу несколько счетов в банке, на которых лежит около 70 млн рублей.
Эксперты говорят, что парикмахерская с кучей счетов и непонятными миллионами на них — это типичная схема для легализации и обналичивания денег. В собственности Артёма ещё есть фирма "Лига", которая занимается сдачей в аренду недвижимости. А Антон вместе с отцом "рулит" семейной строительной компанией "ТТ Девелопмент". Именно она строит и сдаёт объекты, зарабатывает на золотой совхозной земле около МКАД. Зарабатывает неплохо, судя по стоимости зарубежной недвижимости сыновей "красного кандидата".