Депутат Сейма от Национального объединения Эдвин Шноре в интервью радио "Свобода" рассказал, почему так неистово борется с "понаехавшими" в Латвию обладателями ВНЖ.
– Вы продвигали "поправку о пяти тысячах". Каков ее экономический смысл?
– Речь идет о миллионах евро выгоды для государства. Сегодня казне катастрофически не хватает денег – и пенсионерам, и образованию, и здравоохранению, нам везде не хватает, мы считаем каждую копейку. В этом случае речь идет о дополнительном взимании денег с инвесторов, которые приходят извне, которые приобрели имущество на сотни тысяч евро здесь.
Если мы назначим для них дополнительную госпошлину, пять тысяч на пять лет, это дало бы большие деньги нашему государству. В свою очередь, в отношении этих людей это не будет нечестно, не нарушит их правовой определенности.
Если мы эту норму о пяти тысячах отнесем не к ним, а только к тем, кто приедет в будущем, то сейчас это обходится значительно дороже, купить эту недвижимость, и в связи с этим едет мало людей. В этом нет никакой выгоды. Нам нужно брать с тех, кто уже здесь есть и с кого эти деньги можно взять.
– Вы выясняли, что это за люди?
– Точно не скажу, но в любом случае большинство из них из России и стран СНГ. Они и не скрывают, зачем сюда приехали: здесь все по-русски, школы русские, на улицах говорят по-русски, врачи говорят по-русски, кино по-русски, газеты русские, телевидение русское, журналы русские, все у них тут русское. И поэтому они сюда едут.
Но тут Европа. Тут чисто, тут порядок, тут власть закона, поэтому им здесь нравится. Латышский язык они особо учить не хотят.
Тут есть новообразованная организация "Новые латыши" – те, кто возражает против этой нормы, и они, протестуя, в своем письме обратились к Сейму. Я им позвонил. Здесь они уже три или четыре года, как они сказали. По-латышски, увы, у них не получилось со мной поговорить. Пришлось говорить по-русски.
Теперь они активно изучают латышский. Я спросил: почему только сейчас, а не раньше? Ответили, что переезды, то-се. Я в Норвегии прожил год. Мне хватило, чтобы выучить норвежский язык. Так что мне кристально ясна мотивация всех этих людей. И поэтому я вообще был против этой программы.
Теперь мы получили письмо, в котором эти люди нам грозят Европейским судом по правам человека! Нам это нужно? Нас уже сейчас начинают учить. Нас уже существующие русские мигранты угрожают засудить, зачем нам новые?
– Вы не думаете, что они просто уедут? Не будут платить, а поедут, скажем, в Болгарию?
– Да, это и есть наша цель. Я в этом заинтересован. Проблема ведь в чем? Латвия после оккупации стала слишком русская. Латвия – единственная страна в Европейском союзе, в которой основная нация – меньшинство в своей столице.
Чисто практически, если вы здесь как латыш живете, в своей столице, вам приходится с этим сталкиваться. Работу молодежи, которая не знает русского, не получить. Представьте себе, что в Берлине немец не может получить работу, не зная арабского.
Я, к примеру, веду своих детей в кино, 5–6-летних, на мультипликационный фильм. Мне говорят: нет, приводите завтра, завтра будет по-латышски, сегодня по-русски.
Понимаете, ситуация уже сейчас такова, что у нас с этим серьезные проблемы. И тут к нам едут новые люди, которые еще ухудшат ситуацию. С нашей, латышей, точки зрения, это огромная проблема.
И задача нашего государства – думать в первую очередь о наших гражданах. То, что кто-то бежит от Путина или еще откуда – при всем моем уважении, я тоже не поддерживаю Путина, – но мы же полуторамиллионное государство, мы не можем в первую очередь заботиться о ком-то другом, нам нужно думать о собственном благе!
Комментарий press.lv: