Строить казармы начали в первой половине XVIII столетия. Рижский магистрат возвел их на собственные средства – для солдат русской армии. Тогда казармы были деревянные. Однако матушка ЕКАТЕРИНА II решила, что не дело русским солдатам жить в деревянных, – повелела построить каменные.
Они еще не раз реконструировались. В 1930–е, при Карлисе Улманисе, казармы хотели снести, а на их месте построить новую Национальную библиотеку. К счастью, не случилось.
Нынешний облик сооружение приобрело в 1990–е. Сегодня здесь многочисленные кафе, бутики, офисы. Здание остается не только самым узнаваемым на улице – первое по протяженности в Старой Риге!
Чуть дальше, у Шведских ворот, расположился Союз архитекторов Латвии (Торня, 11). Стоит он на фундаменте старинной башни. В Средние века здесь находился Русский квартал города — с храмом, складами, госпиталем, русской гильдией… А крепостную башню тогда принято было называть «башней за русской церковью».
По этой же стороне улицы еще одно примечательное здание – Арсенал. Ныне это выставочный зал Художественного музея, закрытый сейчас на реконструкцию. А в XIX столетии здесь был склад для импортных товаров, ожидавших таможенного досмотра. Достойный образец эпохи классицизма.
Первый склад, деревянный, в начале XIX столетия снесли — для строительства более вместительного. Рига тогда стремительно развивалась, порт становился одним из ведущих в Российской империи, судов заходило все больше. Росло и количество приходящих товаров.
Первый проект выполнили местные архитекторы, но он не устроил министра финансов – слишком маленький арсенал. Новый проект выполнили архитекторы из Северной столицы. Площадь склада увеличилась вдвое – из центра не пожалели дополнительных ассигнований. Пришлось даже снести еще одно здание, по соседству. А город приобрел не только новый таможенный склад, но и красивый архитектурный объект. Сегодня это второе по протяженности здание Старой Риги: 137 метров. И оба гулливера на одной улице – Торня.
Здание Банка Латвии на противоположной стороне улицы тоже построено в русские времена – в 1905–м. Тогда это был филиал российского Государственного банка. Здесь располагались не только операционные залы, но и квартиры банковских служащих. Одним выстрелом заказчики убивали двух зайцев: клеркам до работы нужно было идти всего ничего. О том, что здание было фешенебельным, свидетельствует такая деталь: в 1919–м оно стало резиденцией правительства новой независимой Латвии...
Но мы продолжаем прогулку. Вряд ли какой–нибудь экскурсионной группе, прибывающей в Ригу, не показывают президентский дворец и площадь перед ним – Замковую. Вот только станут ли рассказывать западным туристам, что облик и замка, и площади во многом сформировался в русские времена?
Еще в XVIII веке пространство перед площадью было застроено маленькими неказистыми домишками. В 1780–е по предложению губернского архитектора из Санкт–Петербурга домишки снесли, их владельцы получили весомую компенсацию, а Рига – великолепную площадь, которой мы гордимся до сей поры.
Замок, возведенный в 1330 году, также достраивался в царские времена. Во второй половине XVIII века появился новый корпус, а еще через несколько десятилетий – новый этаж, четвертый.
Во времена Российской империи тут жили генерал–губернаторы. (Кстати, квартиры располагались на втором этаже, с видом на Двину.)
Это здание связано со многими славными именами – Аникитой РЕПНИНЫМ, Юрием БРОУНОМ (ирландцем по национальности, много сделавшим для русских жителей Риги и латышей), Петром Романовичем БАГРАТИОНОМ – племянником легендарного полководца… Жил тут и великий баснописец Иван Андреевич КРЫЛОВ: в начале XIX столетия он был секретарем генерал–губернатора Сергея Федоровича ГОЛИЦЫНА.
Помнят эти места и Анну Петровну КЕРН: возлюбленная Александра Сергеевича ПУШКИНА в 1820–е жила в Риге – была супругой коменданта Рижской крепости генерала Ермолая Федоровича КЕРНА. Домик коменданта, где жили супруги Керны, находился рядом – на территории Цитадели (ныне площадь Республики).
Здание, как и часть других исторических зданий Цитадели, снесли в 1970–е – на их месте возвели здание Агропрома (ныне Минземледелия). Предполагали построить еще две высотки, но проект, получивший название «Три брата», не был закончен.
С далеких времен от Цитадели уцелело здание старинного православного собора – Петропавловского. Дата строительства – 1786–й, автор — военный архитектор Сигизмунд ЗЕГЕ, стиль — классицизм. В XIX веке храм получил статус кафедрального. С 1980–х тут разместился концертный зал Ave sol. Бывший собор помнит музу великого Пушкина, которая не раз бывала здесь.
А о самой Анне Керн напоминает элегантный памятник, установленный в 1990–м усилиями рижского Пушкинского общества. Уже многие годы его возглавляют подвижники с большой буквы – Светлана Александровна ВИДЯКИНА и Леонид Дмитриевич ЛЕНЦ...
От Цитадели до нас дошло еще одно здание – артиллерийский арсенал (бульвар Кронвалда, 3). Построен он был в начале XIX века, ныне практически полностью отдан под офисы. А жаль. Можно было бы сделать небольшую музейную экспозицию, рассказывающую об истории Цитадели, о музе Пушкина, о том, что грандиозная перестройка Цитадели началась при Екатерине II – 200 тысяч серебряных рублей выделила она на строительство каменных укреплений.
В научной литературе пишут, что царица хотела не только укрепить обороноспособность города, но и продемонстрировать рижским немцам силу Российской империи. Возводились каменные здания, улицы, площадь. Примечательно, что первым делом построили казармы для солдат, а уже потом – дом коменданта Цитадели.
Только вряд ли мы дождемся в нынешней Риге такого музея. Не вписывается в генеральную линию власти – «страшные русские времена»...
Илья ДИМЕНШТЕЙН.