"Может это будет через десять лет, может через три года, может через пятьдесят. Я не знаю. Но то, что латвийские власти его рано или поздно демонтируют, для меня абсолютно очевидно", - заявил он.
В ответ на вопрос, почему Россия активно не противодействует свершенным или готовящимся актам вандализма, Армен Гаспарян отметил, что Латвия, Литва и Эстония входят в Европейский Союз и прежде всего руководствуются своим законодательством и нормами, принятыми в ЕС. Россия не в праве вторгаться в сферу независимых государств.
"Мы можем высказывать, и мы высказываем свое категорическое несогласие с частью государственной исторической политики, которая происходит в странах Балтии. А как можно противодействовать активно? Можно вводить санкции, можно вносить в определенного рода списки определенных деятелей, которые запятнали себя борьбой с памятниками и занимались тем, что не достойно человека. Но принципиально от этого ничего не поменяется. В странах Балтии – это во многом государственная позиция. И эта позиция оскорбительна не только для русских людей, живущих в России. Это в первую очередь, плевок в душу здравомыслящих людей внутри стран Балтии.
Историю нельзя переиграть. Она другой не будет! Нравится это кому-то или нет, но история Второй мировой войны уже состоялась, и она зафиксирована. Время все расставило по своим местам. Героев считают героями, негодяев считают негодяями. От того, что кто-то будет иметь другое мнение, история не поменяется. А борьба со своим прошлым нелепа и недостойна. Национальная гордость должна проявляться не в борьбе с памятниками, а в развитии собственной государственности и собственной нации. Месяц назад мне показали демографический отчет о состоянии в Латвии, и ситуация, мягко говоря, безрадостна. О каком же тогда национальном чувстве идет речь?
Хочется верить, что государства Балтии все-таки извлекут уроки из собственного прошлого. Но для этого это прошлое надо начать изучать. Не по сборникам сказок, а по серьезным источникам. Мне бы очень хотелось, чтобы эти государства состоялись", - отметил он.
Историк назвал снос памятников по всему миру - бесовством:
"Это такое бесовство от безделья. Потому что серьезных проблем у многих уже нет, люди привыкли жить в таком ипотечно-кредитном мире, где все привычно и азарта уже быть не может. А в акциях протеста они находят для себя в определенном смысле азарт. Ведь вы прекрасно понимаете, что человек воспитанный и образованный памятники сносить не пойдет. Это прерогатива быдляка законченного. Чтобы вознестись хотя бы в собственных глазах. Смотрите, дескать, я сломаю голову очередной каменной Терпсихоре – какой я красавец! Но это все бумерангом и вернется", - говорит Гаспарян.