«Я была ребенком, когда впервые вошла в этот дом. Мне пять лет было. Война тогда была. Муж переехал позже, когда мы поженились. Почти 60 лет прошло», - говорит Лигита.
На склоне лет супружеской паре пришлось срочно искать новое жилье. В середине марта пришло предупреждение: через месяц квартиру нужно освободить, грядет реновация:
«Конечно, мы очень разволновались, с помощью детей и внуков нашли квартирку на Авоту. К сожалению, это третий этаж, туда так легко не взойти, как тут. Но грустно то, что мы чувствуем себя словно вне закона. За что? В чем наша вина?»
Оба супруга посвятили свою жизнь работе на благо культуры и образования. И вот записи лекций Гунара – свалены в мешках в углу. На другой квартире места для них нет. «Шестьдесят. Нет, пятьдесят семь лет тут», - комментирует Гунар.
Лигита добавляет: «А у меня сотни книг с записями от авторов. Их мне больше всего жалко. Большинство я попыталась спасти, но есть и такие, из которых пришлось страницы с дарственными надписями вырезать. Это Белс, Приеде, Ламс... Очень красивые книги».
«Мою жену президент поздравляет, она награждена за пожизненный вклад. Меня президент поздравляет с 85-летием. Кабинет министров устраивает рождественское торжество, грамоты вручает. Я прихожу домой, а там – предупреждение, что нам скоро будет негде жить. Такие вот парадоксы.
Думаете, не больно от этого? Я считаю, что за все, что сделал, за все свои награды, орден Трех звезд — я заслужил того, чтобы умереть в этом месте. Я не хочу из этих наград ровно ничего! Но то единственное ведь у меня есть право требовать».
Домовладелец не предложил семье Биберов вернуться на старую квартиру после окончания ремонтных работ. Поскольку договор аренды истек – владелец дома имеет полное право выставить вон многолетних арендаторов безо всяких разъяснений. А в думе могут только поставить их в конце длинной очереди нуждающихся в муниципальном жилье.