Мальчик совершил покупку в марте этого года. Он купил пять мобильных телефонов в магазине "Evelatus", а затем подарил их своим одноклассникам. О таком щедром подарке матери сообщил учитель.
Мобильные телефоны мать смогла забрать в тот же день. Она отнесла их в магазин, однако вернуть деньги ей не удается.
Как пояснила программе мама ребенка, подарок одноклассникам и покупка телефонов были вызваны синдромом Аспергера (разновидность аутизма), которым страдает ребенок. Мать призналась, что ее сын изначально не подозревал, что делает что-то не так.
«Я спросила [сотрудника магазина]: как можно продать пять телефонов 11-летнему ребенку?
Он [продавец] сказал мне: покажите мне закон, который запрещает это делать?
В магазине уже изначально было такое отношение, что давали понять, что ничего не будет [деньги не вернут]», — рассказала мать. «Они сказали: «Откуда нам знать. Может, ребенок копил деньги?». Но это большие деньги! Я бы поняла, если бы купил один телефон. Возможно. Хотя 11-летнему ребенку нельзя продавать ни одного телефона. Я считаю, что такие покупки можно делать только с родителями».
Таким образом борьба за возврат 500 евро не увенчалась успехом у матери, поэтому она решила обратиться к журналистам. После привлечения журналистов администрация "Evelatus" стала более отзывчивой — сразу же предложила возместить матери ребенка 80 процентов потраченных денег. Мать мальчика согласилась на это предложение.
Между тем, руководитель Центра защиты прав потребителей (ЦЗПП) Байба Гайлите, комментируя ситуацию, пояснила, что закон не запрещает продавать ребенку дорогие товары.
«Гражданским кодексом предусмотрено, что ребенок до 18 лет недееспособен. Ему должно быть разрешено обращаться с деньгами, которые являются карманными или подаренными. Я думаю, что в магазине с большими суммами можно было бы попросить у ребенок, почему он без родителей, откуда деньги. Можно все-таки позаботиться о ребенке, который делает такую покупку. Не думаю, что найдется много родителей, которые позволили бы своим детям совершать крупные покупки без их присутствия. Надо было бы подумать, что это не согласованная покупка. Если это пять телефонов, то это очень подозрительная сделка, которую продавец не должен поддерживать», — сказала Гайлите.