- Господин Гобземс, вы критикуете действия властей на всех направлениях. Вас не устраивает конкретно правительство Кариньша или общий порядок, сложившийся в стране?
-Думаю, теперь уже всем видно, что Кариньш не на своем месте. Он не может, не умеет справляться с кризисом.
-А до Кариньша, по-вашему, было лучше? Есть версия, что мы уже давно идем не в ту сторону.
-Если смотреть глубже, то корни проблем, конечно, каждому надо искать в себе. Но если люди много лет недовольны происходящим, надо либо протестовать, либо требовать роспуска Сейма, а не сидеть на кухнях и жаловаться друг другу - от этого ничего не изменится. Уже ясно, что находящиеся сейчас у власти, ничего в стране изменить к лучшему не смогут. Они это доказали. У них даже плана нет.
- Так выбирать новых руководителей все равно не из кого – еле эту коалицию слепили.
-Да, поэтому никто из них не хочет предлагать реальные пути решения проблем. Боятся рисковать. Из-за этого мы приближаемся к самой низкой точке развития в своей истории.
-Мы к ней медленно, но верно приближаемся все последние 30 лет – много ли было у нас настоящих успехов за это время? Но кого вы можете противопоставить Кариньшу?
-В минувший понедельник я публично предложил свою кандидатуру в премьеры. Я готов создать Кабинет министров из наилучших профессионалов. Только этот путь поможет нам выйти из кризиса.
-Но вы наверняка столкнетесь с обычными латвийскими сложностями – коалицию будет создать сложно, придется идти на компромиссы и все дальше отодвигать исполнение своих замыслов. Вы же не наберете 51 процент голосов?
-Я уверен, что наберу. Если кандидат на пост премьера создает команду из лучших профессионалов, то трудно голосовать против.
-Тогда в чем проблема?
-Надо распустить этот парламент – я об этом говорю весь год. Это можно сделать двумя способами: либо собрать 150 тысяч голосов, либо добиться от президента роспуска парламента.
-Сегодня оба варианта кажутся одинаково невозможными.
-Я думаю, мое премьерство – это лишь вопрос времени. Оно придет, когда мы достигнем дна в экономике, а приближаемся мы к нему очень быстро.
- Не кажется ли вам, что ограничение политических прав русских жителей тормозит развитие Латвии? Невозможно изменить политическую ситуацию, не расширив круг политиков и избирателей – за счет неграждан. Стране нужна, что называется, свежая кровь. Иначе - сколько б мы ни распускали парламент, выбирать придется из одних и тех же.
-Я думаю, большие изменения у нас впереди. Политики, которые сейчас у власти, доказывают, что они не могут добиться другого результата. На самом деле результат может быть другим.
-С другой стороны, построена, наконец, латышская Латвия, к которой так долго стремились - русских в управлении практически нет, представители титульной нации заняли руководящие теплые места и зачем им что-то менять?
-Это вопрос из области философии, о которой я вообще не вижу смысла говорить. Но будет время – будет результат. Еще не время, и все.
Когда люди по-настоящему захотят изменений, они не просто будут сидеть и ждать, но и начнут делать что-то для этого.
Что будет дальше, никто не знает. Но эта власть уже показала, что она не умеет руководить. Если обществу хватит здравого смысла, на следующих выборах оно отправит нынешних правителей по домам.
-Мы каждые выборы надеемся, что сейчас в сейм придут новые, но в большинстве обнаруживаем там хороших своих знакомых. Если нет притока новых людей, тасуется одна и та же колода.
-Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. Если народ хочет такой жизни, тогда он все делает правильно.
-Вы бы сами не побоялись русских пустить во власть?
-Мое отношение к этому вопросу показывает хотя бы тот факт, что это я в парламенте подавал законопроект о предоставлении гражданства Латвии всем детям, что родились здесь после 1991 года.
-Можно расширить эту практику на тех, кто родился здесь 40-50 лет назад. Это могло бы внести оживление и разнообразие в политическую жизнь.
-Вопрос о негражданах – этот процесс уже пошел. Дети неграждан уже при рождении получают гражданство и это приведет к тому, что рано или поздно, все русские, живущие в Латвии будут гражданами.
-Если б вы завтра стали премьером, что поменяли бы в первую очередь? Да и возможно ли что-то сразу изменить в стране?
-Латвия страна маленькая и все в ней возможно изменить сразу и в лучшую сторону. Надо только этого хотеть.
Много чего надо менять – систему образования, здравоохранения, надо радикально уменьшить количество чиновников…
-Вы сказали, у вас готов список министров – назовете фамилии?
-Нет, это неправильно - называть конкретные фамилии, пока не утверждена моя кандидатура на пост премьера. Когда придет время формирования кабинета, тогда. Оппозиция ведь тоже не дремлет.
-Есть ли в Латвии то, что вас радует, что делается правильно?
-Ничего не делается правильно в данный момент. Все идет к худшему.
-Все говорят, что все недовольны происходящим в стране, но даже собрать 150 тысяч за роспуск парламента не могут. Почему же люди недовольны жизнью, но менять ничего не хотят? И что они могут?
- Если они хотят изменений, пусть думают, что могут сделать. Могут вступить в мою партию, могут подписаться за роспуск сейма, могут организовывать какие-то акции протеста. Но если ничего не делают из этого, тогда ничего и не будет меняться. Будут сидеть и ждать – перемены от этого не происходят. Активные действия меняют ситуацию.
Я вот делаю свою работу, и думаю, что достаточно хорошо. Я должен пройти свой пусть, я знаю, что делаю. И с каждый днем людей, которые меня поддерживают, становится все больше и больше.
Елена СЛЮСАРЕВА.