Похожим образом действует полиция, когда не справляется с карманщиками. Распространяет сообщения, что в городе небезопасно и люди должны внимательнее следить за своими карманами. Большинство это делает, однако всегда находится тот, которому придется выслушать: «Мы же тебе говорили! Сам виноват!»
Есть и другой аспект – новости о возможных неприятностях распространяются быстрее, если они касаются многих. На минутку вспомним историю с поимкой имантского педофила, когда на всех столбах висел его фоторобот. Речь идет о том, что эти плакаты быстро вогнали в стресс почти всех жителей Риги. Люди начали с подозрением смотреть на любого мужчину, который прогуливался в одиночестве. Мамы не выпускали детей во двор, пока педофил не был пойман. Но и после поимки стресс общества не исчез за один день.
Чем больше проблема системы, тем больше стресс общества, и это уже граничит с коллективной паникой. Полиция после похожих заявлений получает время и работает, чтобы найти виновных – поставить на стрессе крест.
В случае с такси в Рижском аэропорту решением могло бы стать признание, что, да, у нас есть проблема! Дополнительное беспокойство и есть решение уже имеющегося беспокойства. Сообщения, что чрезмерно дорогие поездки на такси вредят образу Латвии, что цены на дверях такси в действительности не отражают истинную стоимость поездки, что отмена потолка цен не соотнесена с критериями качества – все это остается за кулисами. Цены не отмечены цветом, и вечером, например, итальянский пенсионер не сможет разглядеть тусклую надпись на светло-сером фоне – посадочная цена 10 евро. Даже с двумя парами очков и фонариком в руке можно не увидеть.
Масштабная информационная кампания в аэропорту «Рига» проходит только из-за нескольких честных шоферов такси. В течение дня проследить изменение цен сложно. Вечерами, когда нет больше автобусов, в очереди появляются «грабители», и единственное, что пока что делает система – показывает, что они там могут быть, чтобы потом полицейский добавил: «Вам же говорили!»
Ненормально, что самую высокую цену запрашивают за поездку в старой автомашине с сомнительными удобствами и такой же по уровню культурой обслуживания. Это не вопрос о свободной конкуренции, а о защите прав клиента, которые должны быть в государстве. О риске, разумеется, надо предупреждать, но должно быть и решение – ясное определение регулирования в отрасли, которое исключает возможность требовать необоснованно высокую цену на услугу. Действующие до сего времени правила на таксомоторные перевозки утвердил Кабмин по указанию министерств сообщения и экономики в сотрудничестве с Дирекцией автотранспорта и CSDD. Решение также должно быть выработано в Кабмине, а не в аэропорту, который просто пытается соблюдать имеющиеся правила.