В 1991 году, когда напротив гостиницы «Латвия» снесли памятник В. И. ЛЕНИНУ, под ним обнаружили... погреб. Пошли разговоры, что это был подземный ход в Совет Министров Латвийской ССР – здание нынешнего Кабинета министров ЛР. Что же это было на самом деле?
Вплоть до 1950 года на месте памятника Ильичу стоял киоск. Его установили еще в 1930–е, и это было интересное сооружение (см. фото). Украшала его световая крутящаяся реклама, извещавшая о лучших кремах, галошах и других популярных товарах. Место оживленное, поэтому рекламодатели не обошли вниманием и киоск. А продавали в нем много чего – от газет и журналов до цветов, лотерейных билетов и игральных карт. В 1931–м здесь установили автомат для продажи мороженого.
Колоннадный киоск до войны.
Арендатором киоска был Александр СОТНИК, поэтому горожане называли это место «киоск Сотника». Хотя то была не частная собственность. Как и все остальные киоски, этот принадлежал городу. А количество их до войны зашкаливало – за 400. Одних только газетных – 330...
Самые первые рижские киоски оборудовали в 1904 году. Была создана комиссия по разработке эскизных проектов. К конкурсу привлекли известных архитекторов. Автором киосков на бульваре Наследника и Александровской (ныне Райня и Бривибас), Театрального и Александровской (Бривибас и Аспазияс) был Август РЕЙНБЕРГ – тот, кто проектировал в 1901 году Русский театр (нынешний латышский Национальный).
В ту пору киоски называли павильонами, а строили их из кирпича и дерева. До Первой мировой войны на людных перекрестках, у входа в парки установили около двух десятков павильонов. Причем газеты продавали только в трех. С этой задачей отлично справлялись мальчишки — уличные разносчики прессы. В большинстве же павильонов торговали другим товаром: папиросами, табачком, фруктами. В некоторых были телефоны, туалет.
Тот павильон, что находился на Театральном бульваре и Александровской – рядом с остановкой трамвая, служил еще и укрытием для пассажиров от непогоды. В 1924 году на его месте построили новый, сохранившийся до нынешнего дня, – знаменитый Колоннадный киоск у часов «Лайма». Его автор – архитектор Артур МЕДЛИНГЕР.
С 1920–х число киосков растет, как количество грибов после дождя. Они по–прежнему в собственности города, но функцию меняют – в большинстве продают газеты. А мальчишки — разносчики газет уходят в историю. Уходит в прошлое и название «павильоны». Прочно укореняется другое – «киоски»...
Газетный киоск на улице Марияс (за бульваром Райня) в 1930–е годы.
Предвоенная Рига продолжает дореволюционную традицию – привлекать к разработке эскизов известных архитекторов. Среди авторов – Эйжен ЛАУБЕ, Александр БИРЗЕНИЕК. По проекту последнего появляется даже киоск в стиле ар–деко – на углу Кр. Барона и Аспазияс.
В 1980–е его снесли, а в 1996–м – восстановили. Он перешел в частные руки, однако быстро закрылся. Собственники не учли маленькую деталь: киоск, пусть и оригинальный, был в стороне от людского потока. Народ тут почти не задерживался, переходя дорогу. А довоенный киоск располагался чуть дальше.
Автором нескольких оригинальных киосков был Артур Медлингер. Помимо Колоннадного, четыре его сооружения украсили периметр Верманского сада.
В киосках, где не было газет и журналов, продавали табачные изделия, фрукты, орехи… В 1933 году, во времена мирового кризиса, городские власти запретили торговлю импортными фруктами – апельсинами, бананами, виноградом, грушами, яблоками, сливами, инжиром. Латвийские селяне были в выигрыше, а потребитель на время остался без заморских фруктов...
У тогдашних киосков было серьезное преимущество перед магазинами: открывались они раньше – в 6 утра, закрывались позже – в 24.00. Магазины, соответственно, – в 8.30 и 18.30. Продажа алкоголя в киосках запрещалась. На торговлю мороженым, горячей едой требовалось особое разрешение – эпидемиологических служб. Единственный киоск, где разрешили продавать горячие колбаски, располагался на Андреевском острове: для работавшего в округе пролетариата это была единственная возможность подкрепиться теплой едой.
На некоторых киосках устанавливали часы – чтобы народ мог знать точное время (наручные тогда были только у людей состоятельных). Самые известные часы – «Лайма» — украшали Колоннадный киоск, но были еще одни красивые — торгового дома Якша на улице Хоспиталю, 2а. На 800–летие Риги часы вновь появились на уцелевшем объекте, но потом исчезли...
Газетный киоск в Московском форштадте.
Выполняли киоски той поры и социальную функцию. В первую очередь их давали в аренду незащищенным группам населения: инвалидам войны, их вдовам и матерям, инвалидам труда… Аренда была дифференцированной — в зависимости от расположения. В центре – выше, на окраинах – ниже. Всего было четыре категории арендодателей.
На окраинах киоски и выглядели попроще. Один из них для нас сохранил блестящий фотолетописец ушедшей Риги Роберт ЙОХАНСОН. В серии «Типы Риги» он увековечил продавца киоска в Московском форштадте. Есть копия этой фотографии и в коллекции вашего автора.
На снимке – почтенного возраста киоскер в картузе, с окладистой бородой. На верхней стенке – несколько популярных изданий, остальные разложены на полке. Две девчушки–покупательницы удачно дополняют картинку облика Московского форштадта далекой поры...
В советское время газетные киоски продолжали оставаться в руках государства. По данным на 1987 год газеты в Риге продавали в 287 местах – 254 киосках и 28 магазинах. Все они были в ведении Министерства связи – в объединении «Пресес апвиениба».
В те годы у рижских киосков бывали даже солидные очереди. Но не за колбасой или маслом, как подумают те, кто учится по современным учебникам истории. Еще днем народ выстраивался за городской вечеркой «Ригас Балсс». Заблаговременно ждал, когда ее подвезут. В лучшие годы эту газету быстро раскупали...
Газетные киоски не исчезли и сегодня. Как бы ни пытались хоронить прессу. В них, конечно, продают не одни лишь газеты и журналы, и все–таки без прессы — никуда.
Киоски не умерли не только в Риге, но и во всех европейских столицах: от Москвы до Парижа и Вены. Хотя в Риге, на мой взгляд, им не хватает изюминки – уж очень одинаковые. Это вам не начало прошлого века и не 1930–е годы, когда у многих киосков было свое лицо, а проектировали их известные архитекторы.
Кстати, «киоск Сотника», стоявший на месте памятника Ленину, тоже проектировал известный архитектор – Александр Бирзениек. Вот только подземного хода под киоском не было. Был погреб, в котором находился механизм, поворачивающий рекламу...
Илья ДИМЕНШТЕЙН
Все фото – из архива