Обобщая статистические данные за прошлый год, специалист не скрыл досады. Ведь, по его словам, лет пять-шесть назад, на пике эмиграции латвийцев, страна «была контужена оглушительно тяжелым экономическим кризисом» и бегство тогда являлось вполне объяснимым. Теперь же Латвия номинально числится в лидерах ЕС по темпам экономического роста, но по-прежнему растут и темпы эмиграции.
«В 2010—2011 гг. ежегодно уезжали по 30−40 тысяч населения. Мы надеялись, что в прошлом году отток уменьшится. Но, к сожалению, 2015 год показал, что количество эмигрантов не сократилось, а возросло. В основном, из Латвии уезжают не из Риги, а из Латгалии и других отдаленных регионов», — пояснил Межс.
Все настолько плохо, что демограф в шутку посоветовал правительству «перехватывать людей прямо в аэропорту, чтобы они не уезжали в Ирландию, или, там, в Англию, а оставались в Риге или рижском районе, где работа есть». Демограф признает, что рождаемость в прошлом году немного выросла, но и эту слабенькую положительную тенденцию опровергает статистика уехавших.
«Если сравнивать 2014-й и 2015 годы, то в 2015-м Латвия потеряла теперь уже 17 тысяч человек, в отличие от 15 тысяч в 2014 году. И это как-то настораживает, я начинаю нервничать. Потому что мы связывали большой отток населения с кризисом, а теперь у нас экономика, вроде бы, улучшается, и не должна расти эмиграция. И, кстати, прирост рождаемости очень незначителен. Я боюсь следующего года, когда она может снизиться», — признался Илмар Межс.
Причин происходящего, по его оценке, много, но самая главная, конечно же, бедность. По мнению специалиста, в сегодняшней Латвии иметь детей — это роскошь. «По статистике, каждая вторая семья с двумя-тремя детьми уже находятся под риском бедности. Это несправедливо. Большинство этих семей не были бы бедными, если бы оставались бездетными. Получается, их дети, это вроде бы какая-то роскошь, как какая-то яхта, или дорогая собака — словом, каприз. Но дети же нужны всему обществу, а не только семье! Страна держится на воспроизводстве поколений», — напомнил демограф.
На улучшение или ухудшение ситуации прямо повлияет бюджет на следующий год, который примет правительство. Но многое зависит и от самоуправлений, в частности, в их силах решить проблему очередей в детских садах. «Детские сады — это муниципальная функция. Что значит, „мы не можем ликвидировать очереди“?! 80 процентов латвийских самоуправлений — могут! И большинство этих самоуправлений — не из самых богатых. А самые богатые, особенно Рига и около нее, ну вот как-то не находят денег», — сетует Межс.
Демограф согласился с репликой ведущей программы Валентины Артеменко о том, что такой вялый интерес крупных самоуправлений к проблеме детских садов объясняется просто: дети не голосуют на выборах. Со своей стороны, Межс предложил наделить детей косвенным избирательным правом.
«Например, если у меня трое или пятеро детей, то я имею втрое или впятеро больше голосов. Такая идея высказывалась не только в Латвии, но и Венгрии, в Японии, в Германии… Но все бояться быть первыми. Когда сто лет назад первые страны дали право голоса женщинам, тоже другие критиковали — мол, что, женщины будут голосовать?! Так и теперь — как это, дети будут голосовать?», — иронично отмечает Илмар Межс.
Возвращаясь к теме очередей в детских садах, эксперт подчеркнул, что найти деньги на решение этой проблемы можно всегда. «Ну зачем нам планировать какой-то „Северный коридор“? Что мы, на джипах с блондинками будем кататься из района Берги в Юрмалу за двадцать минут? Кому это нужно?! Для нас самое важное — это те же самые детские сады и другие такие обычные нужды. Тогда семья будет не в очереди стоять и даже просить какую-то помощь у муниципалитета, мать пойдет работать и еще будет налоги платить
этому самоуправлению! Так что решение проблемы очередей в детском саду будет гораздо выгоднее», — уверен демограф.
Сославшись на прогнозы Eurostat, Межс предположил, что лет через шестьдесят жителей Латвии останется чуть больше миллиона. Но дело, по его оценке, даже не в количестве, а в соотношении пенсионеров с работоспособным населением.
«И что самое печальное, по этим прогнозам этот перекос увеличится в несколько раз. Либо пенсия будет или в несколько раз ниже, либо в Латвию хлынут мигранты. Откуда они приедут — будущее покажет», — заключил демограф. Напомним, что в Латвии количество населения снизилось за последние двадцать пять лет с почти 2,7 до менее 2 миллионов.