"Каждый день я наблюдаю, как молодые люди ведут себя в школе и на улице. Моя дочь регулярно страдает от нападок подростков в школе, она даже не хочет идти в школу, потому что боится, что ее снова будут обзывать; она также регулярно получает угрозы, заявление в полицию написано, но результатов нет. Действительно ли нужно кого-то убить, чтобы что-то изменилось? В нашем городе не хватает даже камер, чтобы доказать физическое насилие. В прошлом таких людей отправляли в учреждения пробации, такие как Цесис, - школа не может с ними справиться, и, кажется, современная полиция тоже не может с ними справиться".
Ситуацию прокомментировал детский психотерапевт Нил Сакс-Константинов. Он отметил, что в случае с дракой в Иманте, мы видим выброс агрессии, но не для кого не секрет, что в латвийских школах уровень агрессии очень высок.
"Насилие не только между детьми, но собственно насилие и между детьми и учителями, причем в обоих направлениях. Мы знаем, что насилие в Латвии находится на гораздо более высоком уровне, чем в других странах, — это реальность, о которой мы недостаточно осведомлены", — признает Нил Сакс-Константинов, руководитель Центра подростковой и молодежной психотерапии.
"Иногда мы сами создаем ситуации, в которых трудно бороться с этим насилием. Например, мы закрыли школы, которые могли бы подойти для таких детей из группы риска и где они могли бы получить необходимую помощь в безопасном месте.
В настоящее время мы сталкиваемся с тем, что у нас есть эти подростки из группы риска, пусть даже эти мальчики из Иманта, что мы собираемся делать с ними теперь? На самом деле нам некуда их пристроить - мы должны вернуть их в ту же школу, а это не лучшее решение.
Мы сами вроде как создаем ситуации, с которыми на самом деле не можем справиться", - жестко отзывается о системе Сакс-Константинов.
Но в чем причина того, что в Латвии физическое, психоэмоциональное насилие в школах находится на более высоком уровне, чем в других странах?
По мнению Сакса-Константинова, понять причину сложно.
"Конечно, это связано с суровым советским опытом и разными другими вещами. Отчасти, конечно, причина в том, что у нас довольно слабая семейная система, у нас также одно из самых высоких количеств разведенных семей. У нас также один из самых высоких в обществе уровней насилия в других преступлениях, в том числе в отношении женщин, и у нас также выше уровень убийств. У нас меньше терпимости в нашем обществе", - говорит Сакс-Константинов.