На сегодня в госуправлении есть "богатые" и "бедные" (условно, конечно) министерства, и, хотя у всех госсекретарей зарплата фиксированная – примерно 2400 евро на бумаге, – каждое ведомство по мере возможностей повышает эту сумму с помощью различных надбавок и премий. Фактически это происходит автоматически, а вне зависимости от качества работы. Эту систему годами критикует Госконтроль.
"Мы хотим пересмотреть эту систему, которая не менялась десять лет и сейчас уже трещит по швам. Мы хотим установить конкурентоспособные основные зарплаты и значительно пересмотреть эти доплаты, сократив их объем с нынешних 60% до максимум 30%, причем так, чтобы их размер был связан с индивидуальными достижениями человека", - рассказал директор Госканцелярии Янис Цитсковскис.
По его словам, проблема очень актуальна – заявки на участие в конкурсах на получение должностей подают слишком мало кандидатов, почти 40% из этих конкурсов заканчиваются безрезультатно. Наблюдается большая текучка кадров.
Главное в реформе – новая шкала минимальных, средних – рекомендованных – и максимальных зарплат, до 80% приближенная к зарплатам соответствующей группы должностей на рынке труда. Шкала будет внедрена с 2022 года.
В первую группу войдут чиновники высшего уровня, в том числе госсекретари министерств и руководители крупных ведомств. По предлагаемой формуле рекомендуемая фиксированная зарплата для чиновников высшей категории будет вдвое больше, чем сейчас – 5100 евро.
В прошлом году Госканцелярия заявляла, что намеченная реформа не потребует дополнительных затрат из госбюджета, а только позволит учреждениям более свободно распоряжаться средствами и повышать зарплаты работникам за счет оптимизации и экономии.
Теперь все выглядит иначе, потому что законопроект по логике иерархии собирается повысить зарплаты и высшим государственным должностным лицам – президенту, премьеру, спикеру Сейма, министрам, председателям судов. По новой формуле, их зарплата в 2022 году превысит 7000 евро.
Руководство крупных предприятий с большим оборотом получает от 8000 до 12000 евро, возможно, даже больше. Наши высшие должностные лица не получают и половину этой суммы, - сетуют в Госканцелярии. Также эти зарплаты не соответствуют тому, что получает руководство других стран ЕС.
Согласно реформе, зарплаты для руководства правительства и Сейма будут повышены только после следующих парламентских выборов и создания очередного кабмина, а пока придется работать при нынешней системе.
Госконтроль недоволен продвижением реформы: план реформы госуправления предусматривает, что сначала будет сокращен штат, сэкономлены финансовые ресурсы, четко определены достигаемые результаты, а потом уже повышены зарплаты. Теперь Госканцелярия хочет начать с последнего пункта, для чего, скорее всего, понадобится дополнительное бюджетное финансирование.
"Потребуются дополнительные ресурсы, но, что очень плохо, это не осознается. Нельзя продвигать какой-то законопроект, который возлагает обязанности на государство, не зная, какая общая сумма понадобится дополнительно", - говорит госконтролер Элита Круминя.
В Госканцелярии отмечают, что в последние годы число работников госуправления снизилось на 7%, но не уточняют, сколько средств сэкономлено и перераспределены ли они на другие цели. Также в ведомстве уже разрабатывают критерии оценки результатов деятельности для учреждений и должностных лиц.
В компании по отбору персонала Amrop рассказали, что точные данные о разнице зарплат в публичном и частном секторе получить трудно, но она может составлять около 25 до 30%. На высшем уровне разрыв может быть больше, но это логично, поскольку ответственность, сложность работы и риски в частном секторе больше.
"Госпредприятия не производят, так сказать, деньги или добавленную стоимость. Там важно эффективно освоить (средства)", - говорит ведущий партнер Рижского бюро Amrop Айга Арсте-Авотиня.
Хотя можно только приветствовать желание Госканцелярии привести систему зарплат в порядок как таковое, но часто люди не хотят участвовать в конкурсе на замещение должностей в госуправлении из-за политического фона, а не зарплат.
"Они решают не выдвигать свою кандидатуру, потому что считают, что конкурс – это бутафория", - говорит Арсте-Авотиня. Правительство будет рассматривать проект реформы на этой неделе, но, по неофициальной информации, из-за разногласий между коалиционными партнерами его продвижение поставят на паузу.