Эстонский общественный вещатель ERR напоминает, что соглашение Хельсинки-Таллинн было подписано в декабре прошлого года. В то время существовали опасения, что зимой российские ракетные обстрелы украинских населенных пунктов усилятся и число военных беженцев резко возрастет. К счастью, этого не произошло, и вот уже несколько месяцев в Эстонию прибывает в среднем около 300 беженцев в неделю, причем около трети из них используют Эстонию как транзитную страну и уже знают, в какие страны они намерены отправиться дальше. Вейко Комусар, заместитель министра внутренних дел, отвечающий за внутреннюю безопасность, отметил, что большинство беженцев, прибывающих в Эстонию, попадают к ним через Россию.

Соглашение между Финляндией и Эстонией предусматривает, что предложение поехать в Финляндию делается только тем беженцам, которые еще не подали заявление на получение квалификационного статуса в Эстонии и не имеют постоянного вида на жительство в другой стране ЕС. Хотя они составляют большинство, многие из просителей убежища предпочитают остаться в Эстонии. Лиза Палотса из Департамента социального страхования объясняет это рядом причин. "Люди говорят нам, что приехали в Эстонию, потому что здесь уже поселились их родственники, друзья или знакомые. В последнее время мы все чаще слышим от беженцев, что они еще до приезда в Эстонию договорились с работодателями о дистанционном трудоустройстве", - цитирует ее ERR. Еще одним преимуществом по сравнению с Финляндией является то, что в Эстонии действует более гибкая система приема просителей убежища. В Финляндии, например, люди, получившие статус беженца на год прикрепляются  к определенному центру размещения просителей убежища. Это не означает, что они не могут свободно передвигаться по стране, но они должны снова и снова возвращаться в этот конкретный центр для получения услуг, предусмотренных законом. "В Эстонии мы стараемся дать людям возможность как можно быстрее начать самостоятельную жизнь", - говорит Палотса.

Её слова подтверждает недавнее исследование Тартуского университета, о котором сообщает Europeaninterest.eu. Рауль Эаметс, декан факультета социальных наук университета, и его коллеги обнаружили, что 55% украинских военных беженцев, обосновавшихся в Эстонии, уже нашли работу. Этот показатель лишь немного выше в Нидерландах, поэтому неудивительно, что в последние месяцы в Эстонию прибывает все больше беженцев из других европейских стран - украинцев из Испании, Швеции, Польши, Норвегии и других стран.

"Это происходит потому, что здесь относительно легко отдать детей в школу, найти работу, и здесь меньше языкового барьера. Эстония прилагает большие усилия, чтобы сделать жизнь беженцев как можно более комфортной", - сказала в интервью ERR Кристина Райдль-Пум из Департамента полиции и пограничной охраны Эстонии.

В исследовании Тартуского университета отмечается, что 74% беженцев - женщины. Более половины из них имеют педагогическое или медицинское образование, но в настоящее время не могут работать по этим специальностям, поскольку не говорят по-эстонски. Однако украинские женщины не гнушаются и других работ, и более половины беженцев, получивших убежище в Эстонии, уже начали учить эстонский язык, прекрасно понимая, что война может затянуться и что они не смогут вернуться на родину так скоро.

Согласно официальной статистике, с 24 февраля прошлого года, когда Россия начала агрессивное вторжение в Украину, по 7 марта этого года в Эстонию прибыло 125 299 беженцев из Украины. 68 196 (или 54,4%) из них предпочли остаться в Эстонии, остальные переехали в другие страны. В последние месяцы каждую неделю около 200 человек (или две трети беженцев) просят убежища в Эстонии, а остальные перебираются в другие страны, сообщает ERR.