Отношения Латвии с Белоруссией лучше, чем в среднем в ЕС. Латвия не столь остро критиковала нарушения прав человека, у обеих стран есть общие экономические интересы и в целом наше государство строит сотрудничество с Белоруссией достаточно прагматично, считает Кудорс.
Более прагматичной в отношении Минска становится и внешняя политика ЕС. В Брюсселе понимают, что постоянная критика Белоруссии за несоблюдение демократии и фундаментальных свобод – не всегда эффективный путь, поскольку Белоруссия не стала особо демократической, пояснил Кудорс.
Поэтому существует надежда, что вовлечение большего числа людей в Белоруссии и Европе могло бы поспособствовать улучшению отношений сторон и отношению Белоруссии к демократии. Необходима коммуникация между населением Белоруссии и ЕС, а поскольку белорусы все чаще просят визы на поездки в Европу, она уже происходит. Несмотря на подавление протестов и нарушение демократических ценностей в Белоруссии, видно улучшение ситуации, говорит Кудорс.
По мнению политолога, политика и ситуация в Украине сменили отношение Европы к Белоруссии.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко реализовал так называемую «мягкую белоруссифизацию», делая акцент на идентичности белорусов. И этот акцент отличается от России. Лукашенко неоднократно жестко высказывался о концепции русского мира, говоря, что Белоруссия - не его составляющая, рассказывает Кудорс.
Это, по мнению политолога, связано с обеспокоенностью белорусской элиты после аннексии Крыма, а Лукашенко уже не так уверен в своих позициях после того, как Россия столь явно расширила свои границы.
Возможности для маневра у Лукашенко небольшие, поскольку Белоруссия зависит от российских ресурсов. Москва сделала из Белоруссии буферную зону – между Россией и Европой.
Планируемые российские учения на территории Белоруссии – четкий сигнал Западу не вмешиваться в ситуацию ни на Украине, ни на других территориях, которые находятся в зоне российских интересов, считает Кудорс.
И если бы Белоруссия решила сблизиться с Западом, Россия могла бы захотеть оставить свои вооруженные силы на ее территории, говорит Кудорс, отмечая, что пока на это ничего не указывает – Белоруссия остается буферной зоной.