Представители Северо-Эстонской региональной больницы ранее заявили, что зачастую за экстренной помощью обращаются те, кто, на самом деле, в ней не нуждается и может пойти на прием к семейному врачу. По словам главы Центра экстренной медицины Северо-Эстонской региональной больницы Василия Новака, отделения перегружены, а документов или указов, которые приводят в порядок и разделяют потоки пациентов, просто-напросто нет.
"Перегруженность отделений экстренной медицины стала настолько большой, что мы не можем оправдать ожидания людей, которые обращаются к нам. Мы говорим о центрах семейных врачей, где работают несколько специалистов", - говорит Новак.
Создание подобных центров, по словам Новака, снизит нагрузку на отделения неотложной помощи. Подобный сценарий развития области здравоохранения еще в начале марта обсуждался в Министерстве социальных дел. И в целом придется как раз кстати, ведь согласно подсчетам медработников, примерно 50% пациентов - это те больные, которые могли бы получить необходимую помощь у семейных врачей. Но и в их кабинеты выстраиваются длинные очереди. Поднималась сегодня и тема и нехватки квалифицированных специалистов в центрах неотложной помощи.
"Все-такие отток коллег за границу, в особенности в Финляндию, продолжается. Мы имеем минимальные позитивные сдвиги, однако я не могу назвать их хоть немного достаточными", - комментирует Новак.
К гинекологу с переводчиком?
Готова ли эстонская система здравоохранения к приезду беженцев? Этим вопросом сегодня задавалась педиатр Таллиннской детской больницы Юлле Уусталу. По ее словам, даже обеспечив мигрантам услуги перевода при посещении врачей-специалистов, мы не избавим их от проблем.
"Некоторые личные и в какой-то степени интимные услуги сложно оказывать путем перевода. Например, посещение гинеколога с переводчиком-мужчиной невозможно", - говорит педиатр Таллиннской детской больницы Юлле Уусталу.
По словам Уусталу, Эстония может взять пример у своего северного соседа. В миграционных центрах Финляндии работают врачи, медсестры и другие специалисты. Доктор уверена: все проблемы решаемы, если люди доверяют системе здравоохранения. Это доверие стоит укрепить и у местного населения.
Сложная ситуация с длинными очередями в медучреждения сложилась и в Латвии. В Детскую больницу, например, очередь к отдельным специалистам занимает четыре месяца. При этом, наши больницы тоже признают, что многие поступающие пациенты в срочной помощи не нуждались, а вполне могли обратиться к семейному врачу. В итоге же, например, Рижская Восточная больница вынуждена работать в режиме поликлиники.
В Латвии бороться с очередями хотят, разделив пациентов по степени приоритетности. Что уже натолкнулось на сопротивление со стороны пациентов и медиков.
Новые правила, как уже писал Rus.lsm.lv, устанавливают, что преимущество в записи к врачам и на обследования имеют дети, беременные и «острые» больные. Ко второй категории отнесены люди, уже получившие больничные листы, а все остальные оказываются в конце очереди.
Одна из приоритетных, согласно установкам Минздрава, групп — больные раком, и сейчас многократно упоминавшийся «зеленый коридор» или же немедленный доступ к оплаченным из бюджета обследованиям полагается тем пациентам, кому диагноз поставлен в результате скрининга.
За последние несколько недель в СМИ появились сообщения о гигантских очередях за мгновенно закончившимися квотами на оплачиваемые из бюджета обследования, об отказах больниц госпитализировать пациентов в состоянии, явно угрожающем жизни, о невозможности на протяжении нескольких недель получить помощь даже за деньги — и о реакции на происходящее министра здравоохранения Гунтиса Белевича, который назвал жалобы пациентов «медийными утками и полнолунием», затем, впрочем, пообещав сделать выводы.