Досье
Марк Гитерман, учитель математики и информатики в 22-й средней школе. Выпускник программы "Миссия возможна", в данный момент работает в программе в качестве куратора. Окончив параллельно со средней школой факультативную школу для одаренных детей, в старших классах стал в ней же помощником преподавателя. Работал с детьми и в 40-й школе, на курсах программирования, и во время летних лагерей. Получил степень бакалавра математики в ЛУ, сейчас продолжает учиться в университете на педагогическом факультете.
Александр Воробьёв, преподаватель математики. Выпускник программы "Миссия возможна". Преподавал математику и физику в Рижской музыкальной школе-интернате, сейчас работает в Марупской средней школе. Получил степень магистра по образованию (Латвийский университет) и бакалавра математики (физмат ЛУ). Исследует развитие математических способностей у школьников в докторантуре педагогики ЛУ. Один из разработчиков ресурса с уроками физики fizmix.lv.
Целеполагание для родителей
—Ведь вы по возрасту ненамного старше своих учеников? Как удается выстраивать отношения с ребятами?
Александр Воробьев: — Я считаю молодость своим преимуществом. Я рассказываю школьникам, как сам сдавал централизованные экзамены, как выбирал университет. Но, конечно, вместе не тусим. Я устанавливаю границы.
Марк Гитерман: —Тут скорее можно говорить о сложностях в общении с родителями. Но я рассказываю им, какие у меня цели с этим классом на ближайшее полугодие, чем мы будем заниматься. А потом пишу, чему дети научились. И если родители видят, что ты серьезно работаешь, у них совсем другое отношение возникает...
Марк: — Я классный руководитель седьмого класса (веду их с пятого года обучения) и в нем же преподаю математику и информатику. И считаю абсолютно нормальным сообщать родителям о наших целях. При этом я имею в виду не научиться складывать дроби, а универсальные учебные навыки. В случае с информатикой это умение самому разбираться с программным обеспечением. Не заучивать наизусть, какую кнопку куда нажать, а самому постичь логику ПО.
Александр: - Хороший учитель старается сделать урок интересным, вовлечь в учебный процесс всех учеников.
В "Миссии..." рассказывают и показывают на практике, как можно работать по-разному, чтобы уроки были оригинальными и не превращались в рутину.
В школе скучно не бывает
—Вы останетесь в профессии ? У вас семьи, дети. Вы сможете их содержать на учительскую зарплату?
Александр: — Этот вопрос, мне кажется, слишком драматизируется у нас в стране. Что, мол, учителя получают копейки. Я мало знаю учителей, которые ведут всего лишь 21 урок в неделю (одна ставка). Полицейские и врачи получают даже меньше преподавателей.
Марк: —Сейчас с оплатой стало лучше, чем раньше. Но все-таки те усилия и время, которые честный учитель вкладывает в свою работу, не оплачиваются в должной мере. У меня, например, в школе всего 20 часов, но есть еще две работы, тоже в образовательной сфере, плюс я еще учусь в университете.
Марк: — Я не знаю, что будет дальше. Но у меня был опыт двухнедельной работы в офисе. Я на стенку лез от тоски. В школе ты все время куда-то несешься, надо много успеть. Там ты не сидишь целый день на одном стуле.
Александр: — Я тоже получаю от работы в школе большое удовольствие. Это всегда динамика. Никогда не бывает скучно.
На уроках готовить детей к жизни
— Ваши более опытные коллеги говорили, что в современной школе сильно снизился уровень требований. То, что раньше решали "обычные" ученики, сейчас дается на олимпиадах. Вы с ними согласны?
Марк: — На мой взгляд, действительно образцы заданий для контрольных слишком легкие. Поэтому я добавляю задания повышенной сложности.
Но вообще учитель может составить не только свой вариант контрольных, но и собственную программу обучения математике, например. Ему надо только доказать, что она тоже приводит в результате к выполнению образовательного стандарта, и завизировать ее в Министерстве образования и науки (МОН) и у администрации школы, в которой он работает.
Александр: — В нашей школе половина учителей работает по готовым программам, разработанным МОН, а половина — по своим авторским методикам.
Понимаете, если мы только "мочим" уравнения из учебника Сканави, то ребенок на выходе только и умеет решать что эти уравнения. И потом - пригодится ли нам в жизни умение решать систему логарифмических неравенств? Не очень, мне кажется. А мы хотим, чтобы ученик еще научился общаться с другими людьми, планировать свое время и делать миллион других вещей, нужных в жизни.
—Но как на уроке математики вы учите детей этим универсальным навыкам?
Марк: —Например, предлагаю решить задачу и потом оформить плакат и презентовать свою работу одноклассникам. Александр: — Я считаю, что это очень правильно — предложить детям на уроке математики говорить. Владение математическим языком — это отдельный навык. Ведь обычно на уроке говорит учитель, а ученики молчат и записывают.
К тому же слабые в математике дети скорее поймут объяснения от своих одноклассников, чем от учителя. Для учителя, в свою очередь, послушать, как объясняют его ученики, тоже полезно. Он может понять, что из его собственных объяснений усвоили его ученики, а что поняли как-то не так.
— Но предполагается, что логарифмические неравенства нужно решать, чтобы научить думать...
Марк: — Понимаете, процесс мышления очень многогранный. Это не только умение анализировать и сравнивать, но и синтезировать. Раньше был акцент на знание фактов, надо было многое знать наизусть. (В математике, в частности, надо было знать наизусть теоремы, доказательства.) Сейчас требуется не просто выучить что-то на алгебре, но и применить это в геометрии и физике.
А второй акцент сейчас делается на умении критически оценить свою работу. Ученик получил ответ, что скорость пешехода равна 100 метрам в секунду. Он должен подумать: а это вообще возможно?
Александр: — Сейчас у старшеклассников появился интерес к инженерным наукам. И я им рассказываю, как можно применить то, чему мы учимся, в инженерии. Перекидываю мостик и на лингвистику — некоторые из учеников думают дальше заниматься языками.
Много "домашек" — вредно
— Вы за домашние работы или против?
Александр: —В 2013 году было закончено исследование, какие факторы больше всего влияют на успеваемость. И был сделан вывод, что школы, где задают короткие 10-минутные задания на закрепление какой-то конкретной темы, которую проходили на уроке, добиваются намного большей успеваемости, чем школы, где нагружают учеников объемными домашними работами.
Потому что объемное домашнее задание может вызвать отрицательное отношение к предмету. Математика, мол, это плохо, потому что потом два часа надо стиснув зубы корпеть над "домашкой". А это не нужно. Надо, наоборот, свой предмет рекламировать, показывать, что это интересно и увлекательно.
Марк: — Я тоже думаю, что если ученик на уроке понял тему, то домашнее задание ему как бы не очень нужно (ну, по поводу закрепления вопрос спорный).
А если не понял, то какие будут его действия? Спросить у мамы, папы, пойти к репетитору? Скорее всего он просто спишет. И в чем тогда толк? Мне кажется, что идеальный вариант, когда домашнее задание является мостиком от одного урока к другому. Тогда ученик четко понимает, зачем ему надо сделать домашнее задание. Я стремлюсь именно к такому идеалу...
Twitter в учебных целях
— Все учителя отмечают, что сейчас дети особенно инфантильны. Вы согласны с этим?
Александр: — Да, они много времени проводят в интернете, привыкли посылать короткие сообщения и поэтому не умеют сформулировать длинные предложения...
Ну да, сейчас молодежь другая, но ты можешь это использовать в своей работе.
Марк: — Вот представьте: с детьми поехали на экскурсию, и им надо сфотографировать какой-нибудь объект и в сообщении Twitter (140 символов), записать самое главное, что они узнали от гида. Ученикам нужно научиться выделять главное и выражать свои мысли ёмко.
Например, учителя уроков истории давали такое задание. Дети должны были сочинить, какие твиттер-сообщения постил бы Колумб во время своего путешествия. То есть надо уточнить весь маршрут Колумба, узнать, что с ним случалось, и записать это в таком необычном виде.
Переходим на латышский
— На каком языке вы преподаете?
Марк: — Я преподаю в русской школе.
Математика с 5-го по 7-й класс преподается билингвально. Учебники на латышском, на уроках я говорю по-русски, задания даю и на латышском (из учебника), и на русском (что я готовил).
На контрольных я говорю: вот эта тема будет по-русски, эта — на латышском. И с самого начала мы с ними вели словарь терминов.
Уровень владения латышским по сравнению со временем моего обучения отличается значительно. Мне кажется, что в старших классах ни у кого из детей нет проблем учиться на латышском, разве что у отдельных учеников, которым вообще тяжело даются языки.
Если целенаправленно работать над этим в течение нескольких лет, то к десятому классу, мне кажется, ученик будет в состоянии воспринимать информацию на латышском языке. И это замечательно!
К тому же ученики прекрасно умеют находить в интернете информацию на российских образовательных порталах.
Но я советую посмотреть еще и видеоуроки на латышском на портале Macibuvideo.lv — там много уроков по математике, химии и физике. И, наконец, считаю, очень полезным ресурс Кhan Academy. Он на английском языке, но и это не создает для учеников никаких проблем. Мне кажется абсолютно нормальным, что человек в Латвии владеет тремя языками.
Оксана МИГУНОВА