Аналогичное регулирование предусматривается распространить и на опросы. Если собственники квартир, представляющие более большинства, в установленный срок не подают письменный ответ, в течение месяца проводится повторный опрос. И в случае повторного опроса решение считается принятым, если "за" проголосовали более половины собственников квартир от тех, кто принял участие в опросе.
Министерство экономики также предлагается вычеркнуть из закона правило, предусматривающее, что при проведении опроса, если собственник квартиры в установленный срок не дал письменный ответ, то его "неучастие" приравнивается к голосу "против". Это означает, что в дальнейшем воздержание от участия в таком голосовании перестанет быть барьером для проведения повторного опроса.
Это потенциально как очень хороший закон с точки зрения упрощения ремонтных работ в доме. Так как решается проблема кворума. Но с другой стороны, упрощается схема втягивания жильцов в кредитные обязательства, что может быть использовано и не в интересах жильцов.
Мы не живём в идеальном мире, где все стараются сделать как можно лучше. Работая в думе, я уже сталкивался с разборками внутри жилых товариществ, отдельных собственников квартир. Это тема Сейма, но она прямым образом будет влиять на людей.
Чтобы вы не тонули в теории, я просто приведу пример из практики.
Раньше, чтобы принять решение о кредите на реновацию дома, было необходимо собрать две трети голосов собственников квартир. Это ощутимо мешало большинству домов проголосовать за такое решение.
В январе прошлого года Сейм принял поправки к Закону о квартирной собственности. Эти поправки вступили в силу с 3 февраля 2021 года. Поэтому с этого времени для принятия общих решений по перестройке или реставрации общей собственности активистам нужно заручиться согласием только 51% собственников квартир.
Удобно? Наверное. А теперь переходим в город. Есть условный ДОМ. И к нему есть пристройка, которую переделали в жилые квартиры. Общего - только одна совместная стена и вода. В доме 40 квартир. В пристройке 9.
Большой дом делает проект реновации где ремонт нужен только ему (без пристройки, которую отремонтировали до это за частные деньги). Голосует 51% "ЗА". Жильцы маленькой пристройки по сути бессильны и начинают платить кредит вместе со всем домом. Они по сути оказываются в заложниках и начинают искать правды в думе, в полиции, в судах.
Я не ухожу совсем в детали, я только показываю, что в вопросах собственников многоквартирных домов есть очень много нюансов, которые могут породить споры. Поэтому при разработке новых правил в законе, необходимо предусмотреть механизмы и критерии для решения подобных споров.
Если этого не сделать, то реновации, конечно, пойдут быстрее. Но и лавина жалоб от горожан тоже увеличится.
Поэтому департаменты городского жилья и среды просто обязаны держать руку на пульсе этого вопроса, и именно поэтому я планирую этот вопрос поднять в Риге. Нельзя это оставлять на самотёк".