Далее идет рассказ о голосовании в Верховном Совете Латвии, депутаты которого не убоялись собравшихся возле него 50 омоновцев, о подпольном выпуске "Атмоды", о захвате ОМОНом зданий МВД и НФЛ, о голосе, вещавшем по русских из установленных на Домской площади громкоговорителях: введено чрезвычайное положение, в связи с этим въезд и выезд жителей из Риги контролируется, ограничено транспортное движение, все машины могут быть подвергнуты проверке...
"Корреспонденту "Атмоды" удалось поговорить с солдатом русской армии, - пишет Вейдемане [ну, хорошо хоть не "с казаком"]. - "Скоро все будет в порядке, - сказал он. - нужно только потерпеть, это же чрезвычайное положение сейчас. Стрелять в людей мы не можем. Может лишь использовать слезоточивый газ и стрелять в воздух, а также предотвращать нападения с помощью штыков и прикладов. Хотя приказ стрелять может быть отдан в любую минуту. Я то не хочу стрелять в совершенно невиновных людей".
"Вспоминая августовский путч, бросается в глаза разница с январскими днями баррикад, - продолжает Вейдемане. - В январе был такой... революционный романтизм, наполненный чувством невосполнимой потери. Дни августовского путча были свинцово тяжелыми и мрачными. Никто и не думал о баррикадах. Было ощущение страха и безнадежности. Оказалось, что человека невозможно держать в эмоциональном напряжении неделями, месяцами, годами...
Хотя нет - сегодня возможно! Разве нас сегодня годами не держат в эмоциональном (и не только) напряжении? Разве наши сегодняшние господа-правители не обещают, что "скоро все будет хорошо", только "нужно потерпеть"? Иногда хочется вернуться в прошлое, где все было четко: здесь - наши, там - враги. Хотя на мгновенье возникает то самое ощущение усталости от баррикад. Вот бы время изменило это ощущение. Изменит ли оно ощущение сегодняшней усталости Не знаю. Ибо нет больше баррикад".
Комментарий press.lv:
Есть сегодня баррикады! И Вейдемане - одна из тех, кто их возводит каждой второй своей колонкой в "Неаткариге", требуя ущучить, прижать, прижучить, взять за жабры эти еще чем то недовольных русских.
И теперь очень понятно, почему она - и разве только она! - их возводит. Да, это невыносимое чувство: видеть как тобой же выбранные господа-правители курочат твою же страну, а ты ничего не можешь сделать. В таких случаях наука психиатрия знает несколько способов не сойти с ума. Один из них - замещение. Когда проблемы объясняются кознями внешних и внутренних врагов. На которых и направляется гнев. И все становится просто, четко и понятно, как в молодости, как на баррикадах. Вот наши, вот противник. Вот латыши, вот русские. Хоть на минуту, а почувствовать то пьянящее чувство свободы и братства января 1991-го.
Это знаете, как солдаты после долгой войны не могут приспособиться к мирной жизни - на фронте то всё было понятно, а тут, оказывается. и свои могут оказаться сволочами?
Эти "ментальные баррикады" чем ещё, с точки зрения психиатрии, хороши - компенсацией. Да, тебе хреново, тебе говорят "надо потерпеть", а света в конце туннеля как не было, так и нет. Но ты знаешь, что тем, другим, по ту сторону баррикад - еще хуже, еще некомфортнее. И не просто знаешь, а делаешь все для того. чтоб им было некомфортнее. Компенсируешь.
Это как наш новый министр культуры: "Я против, когда живущий здесь человек, не зная латышского языка, может чувствовать себя абсолютно комфортно".
С точки зрения многих людей, это вообще самый страшный будет наш грех - если русские вдруг почувствуют себя в Латвии комфортно. Потому что у них тогда просто разорвет шаблон.
И поэтому они сделают все, чтобы превратить нашу страну в сумасшедший дом. В котором только и чувствуют себя полноценными здоровыми людьми.