"С подписанием договора о вступлении в Организацию экономического сотрудничества и развития (OЭСР) перед Латвией распахнулись позолоченные двери в клуб богатых стран. Хотя внутри ей несколько неуютно рядом с утонченными дамами и господами, прогуливающимися по паркету и смакующими шампанское из хрустальных бокалов. На ней-то самой поношенное платьице, а на чулке повыше пятки дырка, - пишет обозреватель "Неаткариги" МАрис Краутманис.
Отношение к OЭСР у латвийских политиков разное – от мрачного скепсиса, с которым высказывается бывший министр иностранных дел Янис Юрканс, не видящий во вступлении в организацию никакого смысла, до восторженности нынешнего министра иностранных дел Эдгара Ринкевича, рассказывающего про огромные блага от ОЭСР.
Повысится кредитный рейтинг Латвии, членство в организации поможет привлечь прямые иностранные инвестиции, улучшится борьба с коррупцией, укрепятся связи с другими странами-участницами OЭСР, нам помогут улучшить систему образования.
Правда, с зарубежными инвестициями все пока очень печально. Их объем начал снижаться еще в первые годы кризиса, и с тех пор падает и падает.
Почему падает, объяснений может быть несколько: неупорядоченная юридическая среда, непрогнозируемая налоговая политика, желающее взяток чиновничество.
В последнее время много ругают Национальное объединение, заинтересованное в непрозрачности процесса банкротства. Министр юстиции Дзинтарс Расначс (Национальное объединение) яростно защищается, до хрипоты рассказывая, какие реформы он уже провел, чтобы упорядочить этот процесс.
Но еще больше упреков националы, возможно, заслужили за кое-что другое – за то, что в своей звериной русофобии навязывают такие законы, чтобы интерес российских и других неевропейских инвесторов к Латвии был все меньше, чтобы за ВНЖ надо было платить по максимуму. Чувствуя такое недружелюбие, потенциальные инвесторы находят для своих денег другие места.
Без последствий для привлечения инвесторов не могут пройти и обостренные отношения с Россией, санкции, эмбарго и фильм британского телевидения, изображающий Латвию страной, где в Латгалии может произойти нечто вроде украинского Донбасса, а кончится все это атомной войной.
Конечно, не каждый инвестор хорош, среди них есть и монополисты, которые своим денежным мешком расталкивают местный бизнес, и мошенники, желающие за малый вклад выкачать большую прибыль, оставив наивных латышей у разбитого корыта. Но это не самая большая проблема.
Главная проблема в том, что катастрофически не хватает хороших инвесторов с чистыми деньгами, создающих настоящие и хорошо оплачиваемые рабочие места. Из-за этой беды в стране нет денег, нет бизнеса. Если нет бизнеса, то нет и доходов у государства, и нечего платить учителям и медикам.
Членство в ОЭСР откроет доступ к разнообразным экспертам и экспертизам, помогающим понять, что делать. В том числе и в печальном вопросе образования, где давно видно, что вузов в Латвии слишком много, школ и учителей слишком много, а учеников слишком мало. Чтобы педагоги могли получать хоть насколько-то терпимые зарплаты, части из них придется лишиться работы и профессии.
Не станет ли ОЭСР страшным букой, на которого частично спихнут ответственность за болезненные реформы? Дескать, мы бы не хотели действовать драконовскими мерами, но ОЭСР нас заставила. ОЭСР же никого не заставляет, только показывает, какова ситуация и какие есть возможные варианты решения проблемы.
От ОЭСР может быть польза в том плане, что там давно вышли из моды до сих пор популярные в Латвии затянутые пояса, а также мантра о необходимости рваться к бездефицитному бюджету любой ценой, потом и кровью. На балу богатых стран на Латвию смотрят с удивлением, как на чудо – невероятно, что наша Милда смогла пережить затягивание пояса до позвоночника, выплатить долги банкротящихся банков, не выйти с коктейлями Молотова на улицу, как в Греции, да еще и так хорошо выглядеть.
Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа в интервью LTV сказал, что мир уже пережил восемь лет экономии, и теперь пришло время думать не про экономию, а о том, как дать толчок развитию. Послушав мудрых мужей в рамках форумов ОЭСР, может, и наши власти задумаются, что в сфере финансов надо действовать гибче?
В любом случае ОЭСР может пригодиться – если не сейчас, то через некоторое время. И психологически все же лучше, что Латвия находится внутри праздничного зала, а не мерзнет снаружи и плачет, глядя как за освещенными окнами в ритме вальса скользят тени богатых и счастливых танцоров".