"Следственная комиссия Сейма, которая изучает признаки расхищения государства в уголовном деле № 16870000911, заканчивает свою бурную деятельность и готовится разродиться итоговым резюме. Миссия невыполнима – впихнуть в рамки разумного абсолютно иррациональные эмоции, ругательтсва, гнев, оскорбления, люжь, мифы и бред, - пишет Марис Краутманис в "Неаткариге".
Комиссия долго и старательно заседала, приглашала к себе разных экспертов и свидетелей, и в результате глава комиссии Ингуна Судраба пришла к выводу, что Бюро по борьбе с коррупцией (KNAB) «просто реализовывало чьи-то интересы». А о бывших сотрудниках KNAB Юте Стрике и Юрисе Юрашсе сказала, что они «непрофессионально делали работу», превращая ее в шоу. Судраба даже намерена посоветовать прокуратуре провести расследование непрофессиональной работы следователей по «делу олигархов.
В чьих же именно интересах работал KNAB? Судраба об это не сообщила, но разве это тайна?
"Неаткарига" 15 лет бьет тревогу на тему того, что KNAB работает в пользу одной политэкономической группировки, шпионя за ее конкурентами и фабрикуя дела. Происходит опасное для государства слияние спецслужб и политической власти.
Сейчас Стрике и Юрашс перешли на новый уровень, легализовав свою политическую деятельность, но «признаки расхищения государства» не утаишь, это как шило в мешке. В прежние времена Стрике и Юрашс служили «Новому времени», потом «Единству», а теперь ведут собственную политику. К ним на помощь, как Спидола к Лачплесису, спешит Андрей Юдин (фракция «Единства» в Сейме, партия «Движение За!»).
Электорату сейчас продаются разные бренды – Новая консервативная партия, «Движение За!», «Единство», но их синхронная деятельность и идентичная риторика показывает, что никакой разницы между ними нет, по сути, это все «одна шайка».
Судраба очень хорошо подметила эту работу «в чьих-то интересах», но ее можнопонять так, что в действительности какие-то преступления «олигархов» были, только KNAB и Генпрокуратура не смогли собрать достаточно доказательств… Это не соответствует действительности. В знаменитых переговорах в «Ридзене», фрагменты которых выборочно и с добавлениями публиковал один журнальчик, нет ни преступлений, ни «расхищения государства», как это вообразил Юдин. Есть болтовня в мужском кругу, есть фантазии политиков о создании невозможной коалиции, блеф и грубые шутки о некоторых высокопоставленных лицах. Наличествуют и несколько матерных слов. Но где тут расхищение государства?
Разве что страдавший манией величия экс-президент Валдиа Затлерс вообразил себя государством, а свое непереизбрание на второй срок – расхищением государства? Бедняжка, у которого «олигархи» отобрали кресло и большую пенсию… Но это к уголовному делу не пришьешь.
А вот на что действительно стоило бы обратить внимание, так это на «выуживание доказательств», недопустимое в правовом государстве. На судью, который три года подряд непрерывно санкционировал оперативные действия KNAB, даже не проверяя, насколько обоснованно их запрашивают? Скорее всего, это «карманный судья».
И самый важный вопрос. Кто же украл материалы оперативного дела и передал их СМИ? Вот это – конкретная статья Уголовного закона".