Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Пятница, 26. Июля Завтра: Ance, Anna, Annija

Не хотели платить даже Бунину: как жила в Латвии довоенная русская газета «Сегодня»

За последние годы вышло немало книг о деятелях русской культуры в Латвии. Энциклопедические издания, монографии. Но нигде даже строкой не упоминается имя Михаила Семеновича МИЛЬРУДА. Между тем он был знаковой фигурой латвийской русской печати: после смерти в 1934 году Максима Ипполитовича ГАНФМАНА возглавил газету «Сегодня» и был редактором вплоть до ее закрытия. Это при нем она упрочила авторитет самой крупной газеты русского зарубежья, а издатели парижских русских «Последних новостей» запрещали своим именитым авторам одновременно публиковаться на берегах Даугавы. Рижская газета, продававшаяся и в Париже, уводила читателей от французского издания на русском...

Михаил МИЛЬРУД родился в Киеве в 1883 году. В 1906–м стал журналистом известной в России «Киевской мысли», а затем киевским корреспондентом московского «Русского Слова». О Мильруде заговорили в 1913–м после «дела Бейлиса» — его статьи о сфабрикованном процессе, в ходе которого обвиняемый был оправдан, читала вся просвещенная Россия.

Михаил Семёнович МИЛЬРУД.

В революционные годы Мильруд оставался в Киеве. Попал в ВЧК – в лапы товарища Мартиня ЛАЦИСА, был обвинен в шпионаже в пользу Польши, приговорен к расстрелу, но приговор отменили. С семьей переехал в Одессу, а в 1920–м — в Румынию. Решили по воде переправиться через Днестр. Контрабандисты усадили всю семьи в лодку, получили деньги. Но лодка была с «форточкой» — и все оказались в воде, а чемоданы — на дне. Это и надо было контрабандистам, которые чемоданы присвоили, а клиентов бросили.

Единственным человеком, кто хорошо в семье плавал, была супруга журналиста. С ее помощью детям и мужу удалось выбраться с того света...

Из Румынии поехали в Берлин, потом — в Данциг и, наконец, оказались в Риге. Эмигрантам, попавшим на берега Даугавы после скитаний в Западной Европе, Рига казалась почти Россией. Только без красных. Вот что пишет один из них: "Русская речь слышится на каждом шагу. Первые два–три дня приезжий оглядывается на говорящих, а потом привыкает…»

Мильруда хорошо знали в журналистских кругах, поэтому он сразу же устраивается в «Сегодня». Сначала — техническим редактором, затем – одним из редакторов. После смерти Ганфмана именно он ведет переписку с корреспондентами. А среди них были самые известные представители русской культуры, оказавшиеся в эмиграции: от Игоря Васильевича СЕВЕРЯНИНА до Ивана Алексеевича БУНИНА. Печатались в газете и те, кто оставался в России, — Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ, Исаак Эммануилович БАБЕЛЬ...

По воспоминания сына Мильруда, большую роль в развитии «Сегодня» сыграл прибалтийский еврейский капитал. Связи редакции с богатыми представителями местной еврейской общины – промышленниками, банкирами, коммерсантами – позволили газете стать одним из наиболее успешных, материально обеспеченных периодических изданий русского зарубежья.

С конца 1920–х она обладала собственной, самой мощной в Латвии, оснащенной по последнему слову техники типографией. Ее тираж неуклонно рос и к середине 1930–х достигал 40 тысяч экземпляров, что равнялось тиражам парижских «Последних новостей» и «Возрождения», вместе взятых.

Рекламные объявления – один из главных источников доходов – занимали 5–6 полос. И как предприятие газета являла собой весьма крупный транснациональный медиаконцерн, включавший в себя, помимо основного издания и его рижских приложений, еще и местные приложения в двух других прибалтийских столицах: в Таллине – газеты «Вести дня» и «Русский вестник», в Каунасе – газету «Эхо».

В этом высотном здании на рижской улице Дзирнаву находилась довоенная редакция «Сегодня»...

Тем не менее руководство «Сегодня» то и дело жаловалось в письмах своим зарубежным сотрудникам и корреспондентам на финансовые и прочие трудности и предлагало им «оплату, равную обычно половине выплачивавшегося в Париже гонорара». Вот характерный фрагмент переписки между Мильрудом и Буниным.

«Глубокоуважаемый и дорогой Иван Алексеевич. К Вам большая просьба. 20–го с/м (ноябрь 1930–го. – Авт.) исполняется 20–летие со дня смерти Толстого, и в воскресенье, 19–го ноября, мы хотим выпустить толстовский номер. Очень просим Вас дать нам возможность украсить этот номер Вашим именем и Вашей статьей и прислать нам что–нибудь, так или иначе связанное с Толстым. Несколько раз Вы любезно обещали написать что–нибудь для нашей газеты, но, к сожалению, ни разу о нас не вспомнили. Хочется думать, что на сей раз Вы не откажете в любезности написать что–нибудь специально для «Сегодня»...» 

А вот ответ Бунина: «Дорогой Михаил Семенович. Получил ваше письмо – думаю, что не нынче, завтра пошлю Вам что–нибудь о Толстом. Почему я вообще мало печатаюсь у Вас? Но я очень бы «хотил», как говорили в Одессе, только как же я могу печататься за франк? Ведь это 8 копеек по старому режиму, да и теперь не купишь во Франции на франк больше 2 коробок спичек…»

Как видим, Бунин все же откликнулся на просьбу редакции и Мильруда. Думается, не последнюю роль сыграло личное знакомство обоих. Встречались они еще в те годы, когда Мильруд работал в «Киевской Мысли», а затем судьба свела обоих в Одессе в «окаянные дни»...

Впрочем, газета «Сегодня» могла позволить себе не печатать даже известных авторов, если считала это неуместным. Однажды на «литературном завтраке» Мильруд заметил, что платил бы Игорю СЕВЕРЯНИНУ небольшую пенсию «с условием не присылать своих стихов в газету». Петр ПИЛЬСКИЙ на это заметил: «Да, страшное дело для поэта — пережить себя и умереть еще при жизни».

Но в Европе и в Латвии становилось все тревожнее.

Незадолго до прихода к власти Карлиса УЛМАНИСА Мильруд писал знакомому в Париж: «Живем мы еще сносно, но хуже прежнего. Дело не только в материальных условиях, а в общей атмосфере, которая здесь, как и повсюду, значительно изменилась к худшему. Думаю, что гитлеровские настроения имеют здесь более благодарную почву, чем в других местах, и мы ее особенно ощущаем...»

В 1940–м в Ригу вошла Красная армия. «Сегодня» закрыли, а Мильруд в том же году был арестован. Хозяева и издатели газеты, почувствовав, что в воздухе запахло жареным, «сделали ноги» в Штаты. Михаил Семенович, как капитан, оставался на «корабле» до конца. Два раза в жизни его судьба висела на волоске, но каждый раз он уходил от смерти. В третий раз — не удалось. Его выслали. Вначале – в Воркуту, затем – в Караганду.

Он умер 24 ноября 1942 года в Карагандинской области, в селе Долинском. Через два месяца последнему редактору самой известной газеты русского зарубежья должно было исполниться 60...

Илья ДИМЕНШТЕЙН

Все фото – из архива

Комментарии (0) 4 реакций
Комментарии (0) 4 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

«Испоганенное утро»: под окном латышки мусорщики болтают на русском. Что делать?

Ланга пишет, что ей поступила жалоба от латыша: "Мусорщики из SIA "Ķilupe" в 06:15 перед моим домом кричали на языке оккупантов. Утро началось с русскривошаны (вольный перевод редакции Press.lv слова krievelība, прим. ред.). Сколько раз еще надо объяснять, что рабочим языком Латвии и ее общественного пространства является национальный язык - латышский? Язык создает общественную атмосферу в стране. Мы не обязаны слушать русское мычание, как в оккупированной ЛССР»! Сегодня мы уже писали о другой оскорбленной латышке, сосед которой ни в какую не желает говорить с ней на государственном. Нельзя ли его наказать по закону? Нельзя. На запрос Иевы ответ

Печально небезызвестная поэтесса Лиана Ланга у себя в Фейсбук опубликовала полной горечи и возмущения рассказа некоей жительницы Латвии, утро которой началось с кошмара. Вместо пения латышских птиц ее разбудили неприятные голоса работников мусороуборочной машины.

Читать
Загрузка

Диверсия на железных дорогах вокруг Парижа: тысячи людей не могут уехать из города

В компании уверены, что цель атак — парализовать скоростное сообщение в стране. Железнодорожное полотно повреждено на направлениях к западу, востоку и северу от Парижа. На станции «Монпарнас», откуда поезда уходят на запад Франции, утром в пятницу образовались огромные очереди. Значительное количество поездов отменено. По словам представителей SNCF, в данный момент перебои в сообщении коснулись 800 тысяч пассажиров. По словам представителей SNCF, судя по проданным билетам, пятница должна была стать одним из самых оживленных дней на французских железных дорогах: тысячи человек направлялись в Париж в день открытия Игр и тысячи собирались уехать из города в летние отпуска. Премьер-министр Франции Габриэль Атталь заявил, что диверсии были хорошо подготовлены и скоординированы. На платформе Х (бывши

За считанные часы до открытия летних Олимпийских игр в Париже французская железнодорожная компания SNCF заявила, что ее объекты — пути и вокзалы — подверглись вандализму в разных регионах страны. В частности, сообщается о поджогах, пишет русская служба Би-би-си.

Читать

«Возможно, Парижу это не нужно»: французы устали от Олимпиады до ее начала

Париж - бесспорный главный герой Олимпийских игр 2024 года. Франция не скрывала и не скрывает, что хочет отличиться, организовав самые экологичные и бюджетные Игры в истории, которые, по замыслу, станут моделью и для будущих соревнований. Особенность нынешней Олимпиады в том, что многие состязания проходят в центре города, рядом со знаковыми памятниками французской столицы. 95% инфраструктуры, таким образом, уже существовала, что позволило сократить расходы примерно до 9 миллиардов евро. Игры в Париже 2024 года - самые дешевые за последние десятилетия. Городские власти убеждены, что затраты окупятся, так как олимпийское наследие будет служить людям. Так ли это? "Игры дали огромный толчок развитию, - объясняет Пьер Рабадан, заместитель мэра Парижа по вопросам спорта. - Нам удалось за 4-5 лет завершить работы, на которы

Олимпиада-2024 заявлена хозяйкой мероприятия, Францией, как самая экологичная, инклюзивная и дешевая в новейшей истории. Корреспондент Моника Пина посмотрела на обратную стороны "олимпийской медали", узнав, чем подготовка к празднику раздражает население.

Читать

Строительный шедевр! В Риге обслуживающая компания решила проблему своеобразным образом

«Управляющая компания «Latvijas namsaimnieks» организовала отвод дождевой воды из жилого дома через канализационные трубы, тем самым перекрыв доступ к помещениям. Трубы длиной 10 метров также находятся на территории соседей. Свободный конец конструкции расположен на возвышении. Технический директор дома предложил установить их так вместо гидроизоляции», - рассказывает Юрис. Представители Latvijas namsaimnieks ответили на вопросы программы письменно: «В условиях повышенного количества осадков выявлено скопление влаги в подвале дома под воздействием грунтовых вод. Чтобы предотвратить дальнейшее повреждение фундамента, было предложено временное решение: отводить ливневые воды как можно дальше от фундамента здания», - заявляет Екатерина Пашеткина. Поскольку это не долгосрочное решение, по инициативе управляющего п

В программу Bez Tabu обратился житель многоквартирного дома Юрис, который был крайне удивлен тому, как обслуживающая их дом компания Latvijas namsaimnieks провела ремонт. Для водостока они использовали канализационные трубы.

Читать

За Путина? Матери латвийского футболиста запретили участие в любых футбольных мероприятиях

28 июня в матче второй команды  RFS и "Leevon"/PPK во второй лиге Латвии произошел инцидент на трибунах, во время которого мать Жалейко якобы приказала болельщикам команды-соперника покинуть стадион, назвав их фашистами и ссылаясь на российского диктатора Владимира Путина, заявив, что, когда он приедет в Латвию, он первым делом расстреляет этих фанатов. Понятно, что это был ее ответ на выкрикиваемые фанатами лозунги, в которых подвергался травле Путин (очевидцы упоминали скандирование лозунга "Путин — х***о"...). Оценив имеющуюся информацию, Комитет по этике ЛФФ возбудил дисциплинарное дело за возможные этические нарушения в связи с соответствующим инцидентом. Все имеющиеся на данный момент материалы, связанные с инцидентом, включая пояснения сторон, переданы для оценки ответственным органам. Продолжая расследование д

Марине Щербаковой, матери футболиста RFS Глеба Жалейко, временно запретили участвовать в любых футбольных мероприятиях, сообщает Латвийская федерация футбола (ЛФФ).

Читать

Комиссия нашла виновных в проблеме планирования Rail Baltica: кто же это?

Те, кто оценивал и реализовывал проект железнодорожной линии европейской колеи Rail Baltica в 2017 году полагались на данные, предоставленные инженерами. В то время строительство одного километра Rail Baltica планировалось в два раза дешевле, чем строилось тогда в Европе, - именно такой вывод сделала комиссия. В четверг парламентская следственная комиссия заслушала представителей аудиторской компании Ernst&Young Baltic (EY) и бывшего руководителя АО "RB Rail" Байбу Рубесу. Представитель EY Наурис Клява сообщил о проведенном под его руководством в 2017 году анализе расходов и выгод Rail Baltica. В то время оценки EY показывали, что общие затраты на проект могут составить 5,788 миллиарда евро. Однако оценки, представленные в этом году, указывают на то, что общие затраты на проект могут составить 15,3 миллиарда евро.

В четверг,  25 июля, на заседании Парламентской следственной комиссии Сейма по проблемам реализации проекта Rail Baltica наконец-то были озвучены первые виновные. И ими оказались... инженеры, пишет Delfi.lv.

Читать

Деревянный замок в Лиелварде выкупило самоуправление: почём?

Лиепиньш попросил за замок 18 600 евро, но дума была готова потратить только 15 000 евро. Как сообщила на заседании совета руководитель Департамента культуры и туризма Огрского края Марика Зеймуле (Нацблок), автор замка согласился на сделку.  Анита Стрейле, директор музея Андрейса Пумпурса в Лиелварде, объяснила, что художественные произведения, модели, предметы, картины являются полезным иллюстративным и текстуально-информативным материалом для всех, как для молодежи, изучающей историю Латвии в школах, так и для всех тех, кто интересуется историей, архитектурой и ремеслами. А построенный Лиепиньшем по собранным историческим данным замок имеет музейную ценность, поэтому очень важно сохранить его для будущих поколений.

В четверг на заседании Огрской думы депутаты единогласно решили выкупить у Агриса Лиепиньша копию латышского деревянного замка Uldevene, которую тот решил разобрать на дрова, потому что устал от туристов.

Читать