«Латвия: результаты развития 2007-2017 годов и прогноз на 20118-2022 год» - так называется аналитическое исследование Центра Европы, в котором есть пессимистический и оптимистический сценарии, - пишет Виктор Авотиньш в "Неаткариге".
Авторы считают, что в ближайшие пять лет США продолжат перемешать центр своего политического влияния в Тихоокеанский регион, а заботы о безопасности Европы лягут на плечи европейцев. Брекзит ослабит ЕС и экономически. Страны Западной Европы будут практиковать политику «Европы двух скоростей», которая оставит Латвию на обочине интеграционных идей Берлина и Парижа, лишив инструментов политического влияния внутри ЕС.
Влияние России, работающей над стратегическим союзом с Китаем, будет постепенно расти, с ее стороны возникнет спрос на лояльную политическую элиту Латвии, но и у нее не будет инструментов, способных влиять на внутреннюю ситуацию в стране.
Этносоциальная иерархия в обществе сохранится. Но с ростом кризисный явлений произойдут изменения в правящей коалиции. Согласно одной версии: национал-радикалы победят национал-либералов. Согласно другой: национал-либералы попытаются ослабить влияние национал-радикалов и взять «младшим» партнером партию, которая сейчас представляет интересы русских предпринимателей.
«Но тогда этой партии придется отказаться от защиты интересов широких русскоязычных масс», - пишут исследователи.
Утверждается, что «и в ближайшие пять лет латвийской официальной идеологической доктриной будет радикальный латышский национализм, который обслуживает интересы нынешней правящей элиты».
Могу иронично заметить, что может быть еще хуже. Потому что у латышских партий, возможно, есть идеологические названия, но нет идеологии. Даже Национальное объединение, по моему мнению, не имеет таковой.
«Единственной приемлемой общественной доктриной останется христианство».
Согласно пессимистическому прогнозу «к началу 2020 года источники роста производительности будут исчерпаны». Потому что: в производстве будут заняты все работоспособные, а национал-радикалы не позволят ввозить дешевую рабочую силу из-за рубежа.
Программа реэмиграции не будет реализована из-за низких зарплат в Латвии, потому что не стоит ждать иностранных инвестиций в стагнирующую экономику; в 2020 году Россия полностью прервет транзит своих грузов через латвийские порты; в 2021 году средства еврофондов снизятся на 40% и т.д.
Объем ВВП в 2022 году снизится на 3% по сравнению с достигнутым в 2017 году. На столько же уменьшится число рабочих мест и уровень материального потребления жителей. Продолжится процесс деградации социальных структур, соответственно, выраженнее станут процессы депопуляции и эмиграции. Планируется, что
в 2022 году в Латвии будет жить всего 1 800 000 человек. «Этого не хватит, чтобы поддерживать всю социальную и производительную инфраструктуру».
Можно сказать, что на свой лад авторы поддерживают нашу политику безопасности, более тесную связь НАТО с Латвией. Потому что при пессимистическом сценарии допускается, что в случае этнического конфликта Россия может вмешаться. Допускается также, что развитие этого конфликта может привести к военным столкновениям (без ядерного оружия).
В свою очередь, оптимистический сценарий предусматривает, что национал-либералы оттеснят национал-радикалов от принятия важных социал-экономических решений.
Это позволит улучшить производство, привлекая рабочую силу из-за рубежа. В 2022 году латвийская экономика по сравнению с уровнем 2017 года вырастет на 3%. Уровень потребления жителей не уменьшится, социальная деградация замедлится. Число жителей будет снижаться только на 0,5% в год, и в 2022 году в Латвии будет жить 1880 тысяч человек. Развитие этнического конфликта в Латвии будет остановлено. Это позволит предотвратить вмешательство России во внутренние дела Латвии.
Я осознанно воздерживаюсь от своих комментариев. Потому что мне часто приходилось видеть, что оппоненты таких взглядов в итоге не могут ничего лучше, как предложить, по сути, такие же сценарии. Только «от противного». Хочу посмотреть, что будет на этот раз".