В 2002 году с подачи местных журналистов в Бостонской митрополии разразился скандал. Оказалось, глава митрополии кардинал Бернард Лоу знал о священниках-педофилах и всячески их покрывал. Согласно результатам внутреннего расследования Ватикана, в США за последние 50 лет священникам было предъявлено около 11 тысяч обвинений в растлении малолетних. Причем подавляющее большинство "отцов-совратителей" избежали наказания. И все благодаря могущественному монсеньору Лоу.
За десятки лет управления крупнейшей католической епархией США деятельный священнослужитель обрел как невиданную популярность среди простых верующих, так и немалое влияние в политических кругах, за что получил у журналистов прозвище "друг президентов". Такой бэкграунд позволял ему вмешиваться в дела Ватикана по всему миру.Даже когда из-за педофильского скандала Лоу был вынужден уйти со своего высокого поста, влияния своего внутри католической церкви он не потерял: папа Иоанн Павел II в 2004 году назначил скандального кардинала советником по вопросам рукоположения новых епископов. И лишь с установлением понтификата Франциска он окончательно ушел с политической сцены.
Бессилие папы
Как только заходит речь о педофилии внутри католической церкви, риторика папы Франциска тут же меняется с доброжелательной на воинственную. C восшествием на престол святого Петра у многих появилась надежда, что "скверна, которая завелась в Ватикане" (так назвал церковную педофилию сам Франциск), скоро исчезнет. Но вот уже подходит к концу четвертый год его понтификата, а проблем не убавилось. Только за 2017 год у пресс-службы Святого престола было как минимум два авральных периода: в конце июля ей пришлось отбиваться от обвинений в адрес ватиканского казначея кардинала Джорджа Пелла, а 19 сентября тень подозрения пала на главного инквизитора — кардинала Луиса Ферреру.
И если в 2014 году после очередного педофильского скандала риторика папы Франциска была полна решимости во что бы то ни стало искоренить педофилию, то события 2017 года, по-видимому, поубавили его уверенности. "На проблему педофилии Церковь обратила внимание поздно. <…> Я это знаю и поэтому говорю: мы опоздали. Возможно, старая практика переводить людей (священников на другие приходы, что часто предпринимал тот же кардинал Лоу. — Прим. ред.) и не обращаться к корню проблемы притупила нашу совесть", — говорит он теперь. Неужели понтифик расписался в своем бессилии?
Пока что папе удалось только вынести тему церковной педофилии в публичное пространство. Это уже само по себе большое достижение, полагает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин."Такие случаи сейчас, может быть, не сведены к нулю. Но ясно, что такого вала преступлений на почве педофилии, как раньше, нет. Соответственно, это также могло послужить причиной смены руководства комиссии", — отмечает он.
А все потому, что духовенство стало куда больше опасаться за свое положение, ведь, по сути, за преступниками внутри Церкви ведется настоящая охота. Но, как полагает эксперт, в ближайшее время вряд ли удастся "очистить Ватикан от скверны", на это нужны годы кропотливой и целенаправленной работы.
"Это неизбежно"
Перед Рождеством папа Франциск достаточно жестко высказался об административном устройстве католической церкви. Причем не кому-нибудь, а лично ватиканским администраторам. "Реформировать Ватикан — не легче, чем вычистить египетского сфинкса зубной щеткой", — заявил он, выступая перед высшими иерархами.Многие СМИ тут же вспомнили, с каким энтузиазмом четыре года назад понтифик взялся перестраивать веками формировавшуюся систему. И даже успел из-за этого нажить себе немало врагов.
"Я думаю, что внутренняя реформа Ватикана будет продолжаться достаточно долго и столь же продолжительно приспосабливаться к современным условиям", — подчеркивает религиовед Роман Лункин.
Это касается и искоренения педофилии: если бы не бюрократические особенности Ватикана, папа преуспел бы в этом гораздо больше. Но… "Бюрократия в Ватикане неизбежна. Она вечна, как сам Рим", — полагает эксперт.