Начало посвящено Украинской войне. Мартиньш Казакс констатирует: «Война в той форме как в этот миг, конечно, очень воздействует на цены энергоресурсов, продуктовые цены. Но прогнозировать, когда война закончится, сколь широкой она будет... практически невозможно. Поэтому в этот миг макроэкономические прогнозы в большой мере основываются на прогнозах цен энергоресурсов, но военных сценариев там внутри нет. К тому же все прогнозы... нужно воспринимать осторожно, они только показывают тенденции, но неопределенность очень высока».
М.Казакс считает нецелесообразным и близоруким полностью компенсировать со стороны государства удорожание энергоресурсов. «Поэтому кратковременно жителям и бизнесу нужно позволить этот шок пережить, надо способствовать способности экономики переориентироваться на другие виды энергоресурсов местные... другие цепи поставок, прекратив энергозависимость от России и Беларуси».
Сопоставляя ситуацию в ЛР с прежним большим кризисом 2008/2009 гг., главный банкир страны заявляет:
«Важнейшее отличие в факторах, образующих инфляцию. Если в тот раз инфляцию в большой мере вызывали перегрев экономии и способом, как с инфляцией покончить, был т.н. антиинфляционный план, старались тормозить как кредитование, так рост зарплат, то в данный миг такого рода план не необходим. Почему? Потому что главные факторы, которые... порождают рост цен, вне нашего контроля, это внешние факторы. Они связаны с последствиями Covid-19, с разрывами цепей поставок, но еще более со вторжением России в Украину, которое вырвало наверх как цены продовольственные, так энергоресурсов».
Господин Казакс также не считает нужным понижать НДС на продукты и топливо, как это было сделано в других странах ЕС.
«Такое уменьшение налогов не будет эффективным инструментом для достижения целей, если цель есть помочь именно малоимущим жителям. Возможны целенаправленные решения. Если посмотрим на исторический опыт Латвии, уменьшение НДС не всегда несло соответственное уменьшение конечной цены товара. Мы в апреле соответственно данным того мига подсчитали, если бы уменьшили НДС на 5% всему продовольствию, то инфляция была бы не 13%, но 9%. Однако только тогда, если бы это уменьшение НДС полностью отразилось бы в цене».