Еще до атаки России на Украину цена энергоресурсов росла, инфляция становилась все больше. Война значительно ухудшила эту ситуацию. Проблемы создают не только высокие цены на энергоресурсы, но и их колебания.
«Чем дольше война, тем шире санкции. Поэтому в краткосрочной перспективе значительно выше цены на энергоресурсы... В данный момент очень конкретные цифры для инфляции обозначить невозможно. На -надцать процентов, к сожалению, мы просядем», — сказал Казакс.
Начатая Россией война на Украине отразится на цене и энергоресурсов, и продуктов. Стоит учесть, что Украина — важный поставщик зерна на мировом рынке.
Затянувшаяся и значительная инфляция повлияет на экономический рост, поскольку люди будут меньше потреблять. Общая же неопределенность, возможно, скажется на желание предприятий инвестировать.
При этом, подчеркнул Казакс, Латвия в более безопасной геополитической и экономической ситуации, чем раньше: «Мы в Европейском союзе. Это значит доступ к европейскому рынку, разным механизмам поддержки. Мы часть НАТО, что означает гарантии геополитической безопасности. И мы часть еврозоны, что значит сравнительно дешевое финансирование. Поэтому да, экономика затормозится, потому что война есть война. Но в данный момент рисование апокалиптических сценариев того не стоит. И кризис будет скорее торможением, а не глубоким падением», — сказал Казакс.
Он прогнозирует, что во второй половине года рост цен станет медленнее.
На вопрос о конкурентоспособности энергоемких предприятий Казакс ответил: ситуация схожая по всей Европе. Поэтому решающей будет возможность работать эффективно. «Если мы способны при меньшем объеме энергии справиться, мы будем конкурентоспособны».
Казакс прогнозирует, что «на восточной границе Латвии будет серьезная стена», и о торговле с Россией и Беларусью можно забыть. После аннексии Крыма внешняя торговля с этими странами значительно сократилась, и объемы экспорта сконцентрировались в нескольких предприятиях, которые свои рынки потеряют.
«Российский бизнес — это всегда бизнес высокого риска. Вспомним историю шпрот», — сказал Казакс. Он призвал искать новые рынки, а не думать о компенсациях.