Вопрос о введении ограничения на цену российской нефти накануне саммита рассматривался как важнейшая мера, способная лишить Россию значительной части валютной выручки и возможностей продолжать финансировать военные действия. Однако «семерка» заявила лишь, что дала указание «соответствующим министрам продолжить срочное обсуждение» этой меры.
Неспособность принять новые конкретные меры показывает, что уже введенные санкции обернулись неприятными последствиями для самих западных стран, и болевой порог у большинства политиков пройден, говорит Джон Лоу, научный сотрудник британского аналитического центра Chatham House (цитата по The Wall Street Journal):
"Мы исчерпали первоначальные варианты оказания давления на российскую экономику, и западные лидеры начинают понимать, что за последующие санкции придется заплатить повышенную цену."
Инфляция в западных странах находится на 40-летних максимумах. И хотя война в Украине – далеко не единственная причина роста цен, она вносит существенный вклад, стимулируя подорожание нефти, газа, продовольствия. Майский рост индекса потребительских цен в США на 8,6% вызван на 3,5% факторами, связанными с войной в Украине, заявил недавно Марк Занди, главный экономист Moody’s Analytics.
Особенно страдает Европа, вынужденная принять миллионы беженцев и испытывающая проблемы с получением энергоносителей. Цены на газ за последний год выросли более чем в шесть раз, «Газпром» полностью или частично лишил поставок многие страны ЕС, которым теперь может не хватить запасов газа на всю зиму. Кроме того, Европа сильно сократила закупки российской нефти.
Страны «семерки» способны справиться с сокращением поставок нефти – ее можно найти и в других регионах, но им нужно готовиться к полному отключению российского газа, оно уже не представляется «невероятным», считает Джеффри Шотт, старший научный сотрудник Института международной экономики Питерсона. «Полное прекращение российских поставок газа приведет к необходимости нормировать его распределение», – сказал он.
Быстрые, а, главное, подготовленные решения закончились, говорит политолог, специалист по странам Центральной и Восточной Европы Иван Преображенский: "Это показывает, что лидеры стран Запада перестали успевать за ситуаций и уж тем более не опережают, не определяют и не ведут ее."
Решения к таким саммитам обычно готовят заранее, а тут лидеры пытались не только согласовать их прямо на встрече, но и разработать, добавляет он. Особенно это касается идеи ограничить цену российской нефти, чтобы сократить доходы Москвы. Она обсуждалась накануне саммита, но параметры механизма ее реализации так и не были определены.
«Огромное неизвестное здесь – реакция Владимира Путина», – говорит Тамас Варга из брокерской компании PVM. Если он решит остановить поставки и нефти, и газа, это приведет к взлету цен: "Это кошмарный сценарий – и для Европы, и для России."
Теперь западным лидерам придется отказываться от формулы «война войной, а обед по расписанию», полагает Преображенский: «Или война будет проиграна, или надо отказываться от расписания мирного времени. Что они выбрали, будет ясно не сейчас, а через несколько недель по тому, смогут они согласовать все, что обсудили на саммите, или нет».