Президент, взяв слово, начал говорить, обращаясь к командующему базой, но затем, заметив, что военнослужащие продолжают стоять по стойке «смирно», скомандовал: «Вольно!» «Все еще забываю, что я президент»,— пошутил он. Свою речь он начал с истории о Второй мировой войне, рассказав, что всего через шесть часов после объявления войны Гитлеру со стороны Великобритании и Франции три бомбардировщика взлетели с авиабазы Милденхолл и отправились бомбить немецкие корабли. «За все время Второй мировой взлетавшие с базы Милденхолл летчики сбросили на нацистскую Германию 28 тыс. тонн бомб, совершили более 8 тыс. вылетов»,— сообщил президент.
После долгих рассказов о военной истории своей семьи Джо Байден заявил: он гордится тем, что первой остановкой во время его первого турне стала именно американская военная база.
«Я еду на G7, затем на министерскую встречу НАТО, а затем встречаюсь с господином Путиным, чтобы сказать ему некоторые вещи, которые я хочу, чтобы он знал»,— сказал господин Байден под смех и аплодисменты. По словам главы Белого дома, цель турне — показать, что США вернулись на мировую арену и их сила в единстве с другими демократиями мира. «Наша уникальная сеть союзов и партнерств — ключ к мировому успеху. Она сделала мир безопаснее для всех нас и даст нам возможность встретить вызовы современности»,— заявил президент, подчеркнув, что альянсы во главе с США не были построены насилием и угрозами, а движимы демократическими идеалами и общей идеей будущего, где важен каждый голос и защищены права каждого человека.
Затем он в шутку извинился перед британцами и процитировал Декларацию независимости США, где говорилось, что США основаны не на географии, не на этнической принадлежности и не на религии, а на идее. «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Мы говорим это всерьез. Пока мы верны нашим идеалам, ни одной стране нас не одолеть»,— заверил собравшихся Джо Байден, постепенно переходя к описанию главной угрозы, стоящей перед США.
«Знаете, когда я был в пентагоновском штабе — меня тогда только избрали вице-президентом президента Обамы,— военные усадили нас и стали рассказывать о самых страшных угрозах, стоящих перед Америкой, самых больших физических угрозах. И нам сказали — это не шутка,— знаете, что нам сказал объединенный комитет начальников штабов, что является крупнейшей угрозой для США? Глобальное потепление»,— рассказал главнокомандующий. Он пояснил, что глобальное потепление породит значительные миграционные потоки и войны за пригодные для жизни участки земли.
Описав опасности глобального потепления, президент вернулся к целям турне, он пообещал, что поспособствует модернизации НАТО, в том числе в сфере кибербезопасности, а с ЕС обсудит формулирование новых правил игры, в том числе в экономике.
«А после этих встреч с нашими ближайшими демократическими партнерами, на которых мы должны выработать общую повестку дня и новое чувство цели, я поеду в Женеву встретиться с человеком, с которым я уже проводил какое-то время, президентом Владимиром Путиным»,— анонсировал Джо Байден.
Он пояснил, что не хочет конфликта с Россией, а ищет стабильных предсказуемых взаимоотношений: «Наши страны вместе несут огромную ответственность, в том числе за стратегическую стабильность и соблюдение договоренностей о контроле вооружений. К этой ответственности я отношусь серьезно». Глава государства тем не менее пообещал, что США «чувствительно» ответят на вредоносные действия России, в том числе на нарушение суверенитета демократий в США, Европе и где-либо еще.
«Мы должны посрамить тех, кто считает, что эра демократии подошла к концу — а некоторые страны считают именно так. Мы должны доказать: идея о том, что диктаторскими приказами можно успеть за скоростью и масштабом вызовов XXI века,— ложная»,— резюмировал президент, призвав демократии дать совместный решительный отпор автократам на этом «поворотном моменте истории». «Да хранит вас Господь, и да защитит он наших солдат. Спасибо!» — закончил он свою речь.