Новость о том, что муниципалитет Лугано больше не хочет отвечать за экспозицию не стала громом среди ясного неба. Министр культуры Агнесе Логина («Прогрессивные»), находившаяся с визитом в Швейцарии, прокомментировала эту новость в эфире Латвийского радио следующим образом:
«Они [швейцарский муниципалитет] хотят по-другому использовать помещение, в котором сейчас находится экспозиция. Муниципалитет, конечно, в первую очередь преследует свои собственные интересы. Моей целью в этих переговорах было показать, что мы открыты и очень заинтересованы в продолжении истории Райниса и Аспазии в Лугано, чтобы эта история была не только цифровой».
Мы заинтересованы в том, чтобы здесь были материальные свидетельства того, что здесь жили Райнис и Аспазия, что существует глубокая связь с Латвией, с идеей Латвии. Эти истории можно было бы отобразить и в городской среде – будь то информативные таблички с рассказами о них, или что-другое, какой-нибудь другой предмет», — продолжила Логина.
У муниципалитета другое видение
Министр встретилась с вице-мэром Лугано Роберто Ботарако и директором департамента культуры Луиджи Дикурато.
В муниципалитете была дискуссия о том, что историю Райниса и Аспазии можно включить в более широкое представление об этом месте как доме для деятелей культуры разных стран в смутные времена.
Сообщается, что Дикурато был приглашен посетить Латвию в конце августа и начале сентября, чтобы продолжить разговор о том, как обеспечить продолжение истории Райниса и Аспазии в современном формате, а также чтобы укрепить культурный обмен между Латвией и Швейцария.
Вариант с арендой другого помещения не рассматривается из-за высоких расходов.
Матиса сказала Латвийскому радио, что не удивлена такому исходу, поскольку Объединение латвийских мемориальных музеев три года не связывалось с ответственным лицом со швейцарской стороны, а потом было уже поздно спасать ситуацию.
Райнис и Аспазия уехали в Швейцарию в 1905 году и жили там до 1920 года. Во время эмиграции в поселке Кастанола были созданы ключевые для латышской культуры пьесы «Золотой конь» (1909), «Индулис и Ария» (1912), «Играл я, плясал» (1915), трагедия «Иосиф и его братья» (1919), а также стихотворение «Даугава», где Райнис призывал к созданию независимого Латвийского государства.
В конце 1950-х годов латвийские беженцы времен Второй мировой войны начали строить мемориал Райнису в Кастаноле, позже этот населенный пункт стал частью Лугано. Первая мемориальная комната была открыта в середине 1960-х годов к столетнему юбилею Райниса, а независимый Музей Райниса и Аспазии открыл свои двери в 1980 году, рассказала Рита Мейнерте.