"Первая идентичность – бравурная. Славная «держава» или огромная сила, которая почти век назад дошла до Берлина и может это повторить в любой момент. А если захочет, то дойдет и до Аталантического океана и там вымоет свои кровавые сапоги, заставит британцев и американцев «поджать хвост». Другими словами, завоюет и подчинит любую страну, если будет нужно.
Однако уже через несколько предложений мы можем услышим совсем другую идентичность – обиженную, находящуюся под угрозой и притесняемую Россию. Земля, которую каждый хочет завоевать и подчинить. Нация, которая уже немало пострадала и сталкивается с массовой русофобией, причину которой сами россияне совершенно не понимают.
Жертвы, с которыми все поступают несправедливо, заслуживают особого обращения, прав и привилегий в этом мире.
Например, жить в другой стране, не соблюдая ее законов, не изучая язык и игнорируя нормы поведения. Мы вполне могли услышать это этим летом в нытье российских граждан о том, что им не хватило 30 лет, чтобы выучить латышский язык, потому что не было благоприятных условий. По-латышски было не с кем разговаривать, поэтому в магазинах, в общественном транспорте, в госучреждениях и т. д. все эти годы использовали такой удобный родной язык в стране, которая не имела и не имеет никаких обязательств предоставлять русскому языку особый статус.
На чем основана эта странная философия жертвы сынов и дочерей «великой русской земли»? Как всегда, ответ нужно искать в прошлом. Там мы видим систематически используемую, идеально отточенную формулу оправдания каждого их насильственного поступка. Так же, как и в бытовых конфликтах, где агрессор обвиняет жертву в том, что она спровоцировала его, посмотрев не так или сказав не то. Именно такую тактику практикуют дворовые хулиганы русской национальности, которые настойчиво и агрессивно разговаривают с выбранной жертвой до тех пор, пока она не потеряет бдительность и не произнесет какую-нибудь обидную фразу.
Что немедленно даст «зелёный свет», позволяющий врезать по роже за подобные высказывания.
На государственном уровне происходит ровно то же самое. Если почитать историю России, то есть много ярких примеров. В Балтийских странах хорошо известная и пережитая населением Северная война была, с точки зрения русских, защитой от вторжения армии шведского короля Карла XII в 1708 году. Только забывают добавить, что Россия входила в состав антишведской коалиции, напавшей на Ригу в 1700 году и опустошавшей Видземе в течение следующих двух лет под руководством Бориса Шереметьева. Тогда все жители Валки и Алуксне были отправлены в ссылку.
Кроме того, Крымская война с Османской империей в 1853 году началась не после нападения турок и их союзников, а после того, как русские оккупировали земли османских вассалов на территории нынешней Румынии. Турки ответили на июльское вторжение официальным объявлением войны только в октябре, когда они заручились поддержкой Франции и Британской империи. О Второй мировой войне здесь даже говорить не стоит. Все в Латвии и так знают о пакте от 23 августа 1939 года между Советами и нацистами, за которым последовала оккупация стран Балтии, нападение на Финляндию и раздел Польши.
Когда два хищника решают разделить добычу, глупо считать жертвой одного из них.
Однако такое позиционирование всегда было выгодно россиянам. Этим спосбом можно было одурачить как отдельных иностранных лидеров, так и сам русский народ, и, конечно же, держать его в послушании, обещая защитить от непрекращающейся жажды Запада к российской собственности. Эта тактика работает.
Однажды директор влиятельного «Левада-центра» Лев Гудков в разговоре с американским изданием The New Yorker так объяснил мировоззрение, создаваемое российским телевидением: «Россия — жертва, какой она была со времен Второй мировой войны. Цель Запада, с другой стороны, – консолидация мирового господства. Запад хочет унизить Россию и завладеть ее природными ресурсами. Россия вынуждена защищаться». О том, что эта точка зрения глубоко укоренилась в общественном сознании, ярко свидетельствует отношение граждан России как к историческим событиям, так и к продолжающейся войне в Украине. За несколько дней до начала войны Левада-центр в ходе опроса общественного мнения спросил россиян - кто несет ответственность за растущую напряженность в Украине? 3% обвинили Россию, 14% – Украину, 60% – США.
Итак, по мнению как минимум 74% населения России, их страна — бедная жертва, которая должна постоянно защищаться от агрессоров. Удобно, правда?
Автор - земессаргс, профессор, альпинист».