По мнению эксперта, прогнозы определяет целый ряд негативных факторов — пандемия Covid-19 и разрыв цепочек поставок; рост цен на энергоносители; война в Украине.
«Однако ясно, что высшая точка у нас еще впереди. Если до войны мы могли надеяться, что во второй половине этого года рост цен мог бы начать нормализовываться, то сейчас я сказал бы, что в это время он еще будет в восходящей фазе. К тому же амплитуда этого роста очень трудно определима, особенно в том аспекте, который связан с ситуацией в Украине, то, насколько серьезно будет осуществляться энергетическое эмбарго против России, а также, насколько успешно пройдет трансформация энергетического рынка».
Есть также факторы, вообще не поддающиеся человеческому воздействию: «Вспомним, например, какое большое воздействие на энергетические цены в прошлом году оказали погодные условия! И сейчас, когда нам особо нужно полагаться на возобновляемые энергоресурсы, это влияние может быть еще большим».
Аналитик успокаивает — голод Латвии не грозит.
«Другое дело, насколько мы хотим чувствовать себя как жители Западной Европы, привыкшие жить в стабильности и комфорте и очень чувствительны ли к небольшим изменениям уровня жизни? Мы видим, сколь активно уже в настоящий момент государство оказывает поддержку своим жителям во Франции, Германии, Италии, Испании. И ясно, что ожидается сильный удар по платежеспособности жителей, особенно говоря о домохозяйствах с низкими доходами. Нужно думать, как их поддержать.
Однако мощность нашей экономики достаточно велика, чтобы мы не опустились до ситуации начала 90-х годов, какого-то режима выживания.
При хорошем сценарии мы может быть пройдем без больших турбулентностей, но вдруг, если вновь совпадут неблагоприятные обстоятельства, мы можем прийти к нормированию потребления энергии».
«С доступностью топлива, думаю, проблем не будет, - продолжает Д.Гайшпутис, - но с ценой - определенно. И может наступить ситуация, когда правительству придется начать что-то дотировать. Хотя бы обеспечивать доступные услуги общественного транспорта.
«Ценовой пик, который может более всего повлиять на положение домохозяйств, вызвать социальное напряжение, возможен весной будущего года. Тогда за зиму накопились бы счета, и должен быть создан механизм, чтобы не допустить ситуации, когда предприятия наезжают на пенсионеров и семьи с детьми, начинают принудительное взыскание долгов и т.д.»
Существующие механизмы помощи господин Гайшпутис оценивает критически:
«Мантра о целевых мероприятиях может не сработать. При каком-то ценовом уровне будет нужно думать, как хотя бы кратковременно оказывать более широкую поддержку большей части общества».
Перевод bb.lv.