Сегодня чтобы вызвать такси, не обязательно звонить в таксомоторную фирму и ждать машины. Достаточно сказать на мобильный телефон программу Taxify и нажать одну кнопку. Программа сама «подгонит» к вам ближайшую машину. Просто, удорбно и, как правило дешевле. Для пассажира. Но профессиональные таксисты объеденившись с налоговиками, начали крестовый поход против свободного предпринимательства. Почему?
Потому что в качестве извозчика в Taxify или его конкуренте Uber может зарегестрироваться любой желающий. Собственно, этим и объясняется эффективность программ – к вам едет не та машина, которая окажется свободна у конкретной таксифирмы, а вообще любая свободная в этой части города.
Этим же объясняется и та отчаянная борьба, которую профессиональные таксисты развернули против этих программ по всей Европе. В Париже дело даже дошло до таксистских забастовок и бунтов на фоне горящих покрышек.
Чтобы стать водителем Taxify или Uber, человек должен всего то зарегестрироваться на мобильном приложении, показав права. А лицензии, а комиссия таксофирм, колл-центры которых в таком случае становятся не нужны? «А налоги?» - добавляют чиновники.
«Были случаи, когда Taxify предоставляла свою услугу обычным водителям на частных машинах. Компании Taxify вреда от этого нет, вред есть для человека, который находясь в состоянии заблуждения, использовал эту услугу, фактически занимаясь коммерческой деятельностью без лицензии», - говорит в интервью Латвийскому радио 4 начальник Управления пассажирскими перевозками города Риги Елена Дзикевич.
«Если я хочу заниматься тем или иным видом бизнеса, я получаю лицензию и занимаюсь им. Этот же вид бизнеса тоже предлагает перевозить пассажиров без лицензии. В результате, доходы водителя нигде не видны», - заявила ЛР-4 коммерческий директор Рижского таксомоторного парка Анита Пакалниеце.
Понятно, что беспокоится она не только о налогах неуплаченных государству. В Таллине пользующийся Taxify неофициальный таксист экономит 2000 евро в год за счет лицензий, таксометра, платы за логотип компании и т.д. Это крайне выгодно и для водителя, и для Taxify. И крайне невыгодно для таксомоторных компаний – а им за счет чего прикажете жить, если все водители разбегутся по Taxify и Uber?
Ведь чем ценна таксомоторная компания для водителя? Своей диспетчерской, куда звонят клиенты, которых потом распределяют по машинам. Если они все уйдут на мобильные приложения – колл-центры можно закрывать.
Представитель Taxify Юрис Круминьш заверяет ЛР4, что компания предупреждает своих водителей о том, что платить налоги необходимо.
«Эстония создала отдельное законодательство, которое регулирует частных извозчиков – то есть условия их работы; то, в каком состоянии должны находиться автомобили и требования к водителям, - приводит он в пример соседей. - Например, у них не должно быть штрафов за превышение скорости или других уголовных нарушений. Также они сотрудничают с эстонской Службой госдоходов, предоставляют информацию о водителях и их денежном обороте».
По его словам, компания готова сотрудничать с латвийской Службой госдоходов и самоуправлениями. Именно последние занимаются выдачаей лицензий, соответственно имеют с них доход и от новых мобильных приложений тоже не в восторге.
Настолько не в восторге, что в феврале Рижская муниципальная полиция провела показательную акцию: ее сотрудник вызвал по Taxify машину.
«На наш вызов приехала автомашина с обычными номерами. Это означает, что никакой лицензии на право оказывать услуги такси у нее нет», - рассказал телеканалу LTV7 и.о. начальника Центрального участка Полиции самоуправления Риги Эдгар Рудзитис. Проще говоря — полицейским не выдали чек. В полиции сочли, что выявили коммерческую деятельностью без лицензии.
Теперь шофёру грозит штраф в размере до 700 евро и конфискация орудия правонарушения. В данном случае — машины.
Между тем Taxify и Uber становятся головной болью таксомоторных компаний по всей Европе. В Париже им объявлена настоящая война – не далее как в январе официальные парижские «извозчики» три дня бастовали, добиваясь запрета этих мобильных приложений.
Дело в том, что французские профсоюзы таксистов годами бьются за то, чтобы власти не выбрасывали на рынок новые лицензии. В результате очередь на них растягивается на 15-18 лет, поэтому лицензии продаются и покупаются — таксистами у таксистов.
За сорок лет звание парижского таксиста выросло в цене в 50 раз. Это означает только одно: в Париже явный дефицит таксистов. А как мы прекрасно помним по советским временам, в условиях дефицита король не клиент, а продавец.
У любого парижанина найдется парочка историй про то, как таксист отказался везти его куда-нибудь, потому что это было ему «не по пути». И о том, как сорок минут стоял в очереди на стоянке такси в аэропорту. И о ценах: приехать в центр города из главного аэропорта Парижа или Марселя – это 70-80 евро!
И вот в Париже появился Uber. К восторгу парижан и к ужасу таксомоторов, чья прибыль упала на 30-40%. Разумеется таксисты недовольны, зато пассажиры, ставшие «королями дорог» - в восторге.
Ситуация в Париже один к одному повторяет Средние века. Тогда любая предпринимательская деятельность в городах проходила строго в рамках ремесленных цехов. Не будучи членом цеха вы не имели права не то что топор выковать, а даже навоз с улиц убирать.
А количество мест в цехах (как и выработка!) строго регулировалось. Строжайше воспрещена была «ловля клиентов», считалось «нехристианским» отбивать у своих соседей покупателей. Полицейский устав гласил, что «никто не должен вести свою торговлю так широко, чтодругие граждане от этого разоряются». А уж объявление о скидках считалось верхом неприличия.
Понятно, что защищенным от конкуренции цеховым мастерам, которые передавали по наследству или за большие деньги продавали свое место, эта система была выгодна. Но в итоге тогдашняя Франция проиграла экономическое соревнование Англии, которая первой сломала цеховую систему.
К решению проблему уже подключился аппарат Евросоюза. Еврокомиссар по вопросам мобильности Виолета Булц заявила, что в комиссии не хотят душить новый бизнес, но считают важным регулирование этой сферы, чтобы и частные водители, как и таксисты платили налоги. Латвийский депутат Европарламента Роберт Зиле тоже вставил свои пять копеек, сообщив, что такие услуги должны регулироваться не на европейском уровне, а оставаться в компетенции самих стран и самоуправлений.
Ну, хоть тут будем независимы от Брюсселя. А пойдет ли это на пользу потребителю – посмотрим.