"Почему вы не похудеете, ведь сейчас так много различных методик?" — однажды спросили у Паваротти в интервью. "Мне нагадали, что как только я похудею — сразу умру", — то ли в шутку, то ли всерьез ответил он. Так, в общем–то, и случилось…
Гадание на картах
Лучано Паваротти, которого по праву называют одним из самых выдающихся оперных певцов XX века, родился в городе Модена на севере Италии в семье пекаря Фернандо Паваротти и рабочей на фабрике по производству сигар Адель Вентури. Семья была бедной и с началом Второй мировой войны вынуждена была переехать из квартиры, за которую они не могли платить, в скромный деревенский дом за городом. Именно там Лучано впервые столкнулся с миром непознанного.
Одним из развлечений деревенских жителей была игра в покер. Вечерами у кого–нибудь в доме собирались компании, и за столом кипели карточные страсти. Все это сопровождалось изрядным количеством вина, которое наливал принимающий игроков хозяин дома, и заканчивалось ближе к полуночи, когда мужчины обычно отправлялись спать, а женщины устраивали гадания на картах.
Паваротти вспоминал, как однажды, когда очередь принимать игроков выпала на его семью, он долго не мог заснуть и вышел в комнату, где женщины, о чем–то шушукаясь, раскладывали карты. Одна из них подозвала мальчишку и в шутку протянула колоду: "Вытащи любую карту". Лучано взял карту из верхней части колоды. Он не запомнил, что было изображено на ней, но слова женщины врезались в память навсегда.
"Ого, быть тебе артистом!" — воскликнула она. Адель обняла сына: "Скажешь тоже… Каким артистом? Мы ни плясать, ни петь не умеем…" Тут у Лучано взыграла гордость: "Как это не умеем? Папа меня брал несколько раз в церковный хор, я пел со всеми…"
Явление покойницы
В старших классах школы Паваротти, все еще не помышляя о карьере артиста, увлекся футболом и твердо решил стать профессиональным вратарем. Однако мать убедила его в том, что профессия спортсмена безденежна и бесперспективна, и посоветовала стать учителем — они всегда востребованны и имеют стабильный доход. Перечить родительнице он не стал, поступил в институт и, получив образование педагога начальной школы, два года преподавал.
В 1954 году все семейство Паваротти оказалось на похоронах — умерла близкая подруга Адель. На церемонии прощания в церкви мать спросила 19–летнего Лучано, помнит ли он покойную, тетю Кьяру? Он пожал плечами. "Ну как же, она ведь напророчила, что ты станешь артистом, — напомнила Адель. — Помнишь? Когда ты был совсем маленьким".
Лучано вспомнил ее. А уже следующей ночью покойная к нему явилась. "Она приснилась мне, — позднее напишет в своей автобиографии Паваротти. — Подошла и, пригрозив костлявым пальцем, сказала: "Я никогда не ошибаюсь. Если я сказала, так тому и быть. Судьба даст шанс, не упусти его".
Меньше чем через месяц в школу, где преподавал Паваротти, пришел помощник известного в те времена тенора Арриго Пола и попросил устроить в школе прослушивание для поиска талантливых детей себе в ученики. "Не соизволит ли учитель прослушать меня?" — набравшись смелости, поинтересовался Лучано. Так его пригласили на прослушивание, во время которого Паваротти узнал, что у него абсолютный слух и редкий голос.
Тенор тут же предложил ему оставить школу и заняться обучением вокалу. Лучано растерялся: "Я вынужден отказаться. Ни у меня, ни у моей семьи нет денег оплатить обучение"… Тогда Арриго заявил, что будет учить юношу бесплатно, потому что "таких талантливых молодых людей" он никогда не встречал.
Послание тетушки
Вскоре Пола эмигрировал в Японию и передал своего ученика другому преподавателю — Эттори Кампогаллиани. Ему уже нужно было платить, и Паваротти пришлось срочно искать работу, он устроился страховым агентом.
Через шесть лет обучения Лучано по совету учителя решился организовать первый в своей жизни гастрольный тур по маленьким городам. Вход на концерты был бесплатными, он ничего не зарабатывал, ему хотелось не денег, а зрителей и аплодисментов. Но… публика шла неохотно, а в одном из городов и вовсе пришлось петь для двух зрителей в зале.
Настоящая же беда случилась на второй неделе его турне. Утром перед концертом в Ферраре Лучано обнаружил, что у него пропал голос. В панике он бросился к доктору, который констатировал, что на голосовых связках образовалось утолщение. Пребывая в шоке от случившегося, он решил, что это знак, говорящий о том, что на творчестве надо ставить точку. "Решил продавать страховые контракты, а певцов и без меня хватит", — написал он в своей биографии.
Однако не это было истинным знаком "свыше", а то, что произошло поздно ночью после концерта в Ферраре. В расстроенных чувствах после неудачного концерта Лучано решил прогуляться перед сном. На улице был сильный ветер, который пригнал лист бумаги, прилипший к брюкам Паваротти.
Он взял его в руки и увидел перед собой часть афиши. "Гастроли известного певца…" — говорилось на клочке бумаги. О ком шла речь, было неясно, но Лучано в тот момент вновь вспомнил тетушку Кьяру и подумал, что это знак от нее. "Я тогда посмотрел на луну и сказал: хорошо, я не оставлю сцену", — позже признавался он.
Прощание со сценой
В том же году Лучано узнал о конкурсе вокалистов в Реджо–нель–Эмили
А потом началось триумфальное шествие по сценам и концертным залам мира. На одном из своих выступлений в Метрополитен–опе
В Италии Паваротти стал национальным героем, одним из самых богатых людей в стране, любимым каждым итальянцем. В народе его прозвали Big Р (Большой П). Говорили, у прозвища два смысла — "большой" в значении великий и в самом что ни на есть буквальном смысле: ведь весил Лучано больше 150 килограммов.
Его габариты были проблемой и для портных, и для декораторов — не раз на концертах проваливалась сцена, ломались стулья, из–за чего про него слагали немало анекдотов. Сам же он посмеивался над своим лишним весом и, прежде чем сесть в кресло, всегда спрашивал, имеется ли у него металлический каркас: "А то, если упаду, вы меня вдесятером не поднимете".
В многочисленных интервью у Паваротти не раз спрашивали, почему он не сидит на диетах или не соглашается на операции по откачке жира — ведь с его деньгами похудеть в одночасье — не проблема. Лучано отшучивался, говоря, что ему нагадали: как только он похудеет — сразу умрет. Удивительно, но именно так и случилось.
В 2004 году Паваротти дал прощальный концерт, объявив, что по состоянию здоровья больше не будет гастролировать — у него обнаружили рак поджелудочной железы, и он вынужден посвятить все время лечению. Операции не помогали, рак "съедал" его заживо. За три года Лучано похудел почти на 70 килограммов. 6 сентября 2007 года он умер во сне в своем доме в Модене, ему был 71 год.
Интересные факты о Лучано Паваротти
*Паваротти стал первым тенором в истории, легко и без использования фальцета бравшим все девять «До» второй октавы в арии “Pour mon ame, quel destin!” из оперы «Дочь полка» Доницетти. 17 февраля 1972 года он исполнил эту арию в нью-йоркской Метрополитан Опера и произвел фурор. Его вызывали на бис 17 раз. Именно эта ария еще в 60-е годы принесла певцу неофициальный титул «Король верхних До».
*Еще один неофициальный титул Паваротти - «Король отмен». Он связан с его многолетней привычкой отменять свои выступления в последний момент. Зачастую это приводило к конфликтам. В 1989 году чикагская Лирик Опера разорвала свои 15-летние отношения с Паваротти, который за 8 лет отменил 26 из 41 запланированного выступления в этом зале.
*В 1973 году Паваротти дебютировал в престижной концертной программе американского Уиллиам Джевелл колледжа. Паваротти нервничал, его знобило, и поэтому в течение всего выступления взмокший певец сжимал в руках платочек. С ознобом и нервами ему, конечно же, потом удалось справиться, а вот платочек стал неотъемлемым атрибутом концертов великого тенора.
*Паваротти принадлежит всемирный рекорд выходов на поклон. В 1988 году в Берлине после исполнения «Любовного напитка» Паваротти выходил на поклон к публике 165 раз. Это достижение было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
*Единственный актёрский опыт в игровом кино также принес Паваротти награды. За главную роль в фильме «Да, Джорджио» (1982) он был номинирован на «Золотую малину» в категориях «Худший актёр» и «Худшая новая звезда».
*Запись исполнения Паваротти арии “Nessun Dorma” из оперы «Турандот» стала темой телетрансляций Чемпионата мира по футболу в Италии 1990 года. Во время финала чемпионата Паваротти исполнил эту арию вместе со своими друзьями-тенорам
Денис ЛОБКОВ.