На рынках — непередаваемый аромат яблок. Лотки ломятся от изобилия и разнообразия. Народ, какими бы разными ни были его политические пристрастия, яблоки предпочитает местные. Ароматнее, и, если верить выкладкам "зинатниеков", в них меньше пестицидов. Только как выбрать НАШИ? Продавцы нередко хитрят, выдавая импортные за латвийские…
Сорта наши и импортные
Заместитель руководителя Латвийской ассоциации растениеводства Янис ЗИЛВЕРС считает, что прежде всего нужно смотреть на сорт. Есть сорта, которые выращивают только в Латвии, есть и те, которые растут и у нас, и у соседей — в Литве, Польше. А есть такие, которые в Латвии не выращивают.
— К чисто латвийским, которые сейчас в продаже, относятся "цукуриньш", "конфетное", "коваленковское"
Сложнее с теми сортами, которые выращивают и у нас, и у южных соседей. К примеру, "лобо" есть во всех трех балтийских странах. "Ауксис", "альву", "богатырь", "деликатес", "норис", "спарту" выращивают у нас и в Литве. А есть только польские сорта: "деликатес", Jonagold, Jonathan, Gala, Golden Delicious, Ligol, Redchief, Sampion.
— Определить по внешним признакам, откуда яблоко, — очень сложно. Какие бы спекуляции ни велись на эту тему, — говорит нам научный сотрудник Латвийского государственного института плодоводства Байба СКРЕБЕЛЕ. — Одна из возможностей — цвет яблок одного и того же сорта. Наши потемнее, чем польские. Это связано с латвийским климатом, с более холодными ночами. Скажем, латвийское "лобо", как правило, ярко–красное, завозное — светлее…
"Латвийские яблоки" в… польских ящиках?
Впрочем, по ее словам, самый надежный способ не ошибиться — покупать у тех, кого давно знаете, кому доверяете, у кого отовариваетесь не первый год.
— Даже то, что на лотке стоит название района и хозяйства, откуда привезена продукция, еще не означает, что фрукты или овощи выращены именно там. Нет стопроцентной уверенности, что хозяева продают именно свою продукцию, а не купленную у кого–то, — продолжает г–жа Скребеле.
По словам же г–на Зилверса, все больше горожан покупают фрукты и овощи прямо в хозяйствах. К нему под Сигулду, например, народ едет за яблоками. И все же гнать машину из Риги за 60 км только ради яблок — удовольствие не из дешевых.
— Есть другой вариант. Купить участок и выращивать самим, — смеется Янис Зилверс…
Старший специалист отдела растениеводства Латвийского центра образования и консультаций на селе Имантс МИСА считает, что только химический анализ определит происхождение яблока. Да и то не всегда.
— А испанские, итальянские и другие южные можно отличить от наших по кожуре. У заморских она более тонкая, — дает совет г–н Миса.
Хотя порой не нужно быть докой и знать назубок все сорта, чтобы отличить правду от обмана. Бывает, что "латвийские яблоки" продают в ящиках с польскими надписями. Еще чаще можно увидеть такую картину: буквально весь рынок завален одним и тем же сортом яблок, который продавцы выдают за местный. Но в Латвии нет таких огромных яблочных садов, а местные кооперативы, которые выращивают их на продажу ("Пурес дарзи", "Зелта абеле"), продукцию поставляют не на рынок, а в сети. Поэтому изобилие одного сорта на многих прилавках — верный признак, что товар залетный, из Польши.
Потребителей волнует не только откуда товар, но и цена. Доморощенные патриоты призывают покупать местные продукты — так мы поможем латвийским фермерам. А чем последние отвечают потребителям? Взять те же яблоки: цены доходят до 1,50–2 евро за килограмм! И это в разгар сезона! Неужели в одночасье так выросли затраты на выращивание яблок? Или крупные сельхозпроизводи
Янис Зилверс уверяет, что цены на латвийские яблоки не выше прошлогодних — до 1 евро за килограмм.
— Возможно, отдельные сорта, которых мало, стоят 1,50 евро — "требо", "конфетное". Но таких сортов единицы. Вот на базарчике в Саласпилсском ботаническом саду латвийские яблоки можно было купить начиная с 25 центов за килограмм. Конечно, это не элитные яблоки, — говорит он.
По словам садовода, кооперативы пока лишь на 30% обеспечивает потребности Латвии в яблоках. Возможности для роста есть, но это требует значительных инвестиций. Нужно вкладывать не только в новые яблоневые сады, но и в технику, склады. Потому что только современные склады позволяют сохранять яблоки до апреля…
Сады вырубали под корень
На вопрос о том, почему польские яблоки дешевле местных, почти каждый латвийский фермер вам ответит: там выше субсидии со стороны государства. Но, оказывается, дело не только в них.
— В Польше никто не вырубал колхозные сады под корень. А у нас после 1990–х яблоневыми садами пришлось заниматься практически с нуля, все было разрушено, — разъясняет г–н Зилверс.
Его коллега — руководитель кооператива "Курземес дарзи" под Салдусом Лигита РЕЗГАЛЕ — дает в цифрах расклад, во что обходится серьезное выращивание яблок. Чтобы получить урожай с одного гектара, нужно вначале вложить 7–8 тысяч евро. Весомый урожай яблоневые деревья начинают давать через пять лет после высадки. Хорошо плодоносят еще лет десять, потом нужно обновлять посадки.
По словам садовода, на полках торговых сетей яблоки стоят вдвое–втрое выше отпускной цены. Подождите возмущаться: торговля набрасывает всего 20%, остальное съедает налог.
Разговоры о том, что наши фермеры не применяют химию, Лигита называет преувеличением.
— Без нее урожай погибнет, вредители съедят. И все же у нас химии в пять раз меньше, чем в импортных яблоках, — уверяет она…
Руководитель яблочного кооператива "Зелта абеле" Гунтис ОФКАНТС сетует на то, что выросли издержки — на 10–15%. Включая и тару:
— Мы расфасовываем яблоки для больших магазинов в сетки. А это достаточно хлопотно. Сейчас пора сбора и другого урожая, поэтому наши работники, чтобы успеть и у себя в хозяйствах, и в нашем кооперативе, должны трудиться и днем, и ночью…
Несколько лет назад я слышал от садоводов, будто яблоки выращивать невыгодно: сложно конкурировать с поляками. И что количество яблоневых садов в Латвии уменьшается. Собеседник считает, что это не так. Меньше яблоневых садов не становится, скорее наоборот. Вот и их кооператив насчитывает девять хозяйств в разных регионах страны — от Видземе до Земгале. Сейчас начали плодоносить сады, которые высадили лет пять назад.
— Латвийские яблоки мы продаем, как правило, до марта. Обычно, когда появляются первые марупские огурцы, местные яблоки исчезают с полок, — продолжает садовод.
…А огородники могли бы завалить яблоками
Есть и еще одна возможность сбить цены на местные яблоки: выбросить на рынок и в магазины продукцию огородников — с "шести соток". Скажете, у них мало яблок? В год, когда деревья плодоносят (обычно раз в два года), сады и огороды буквально тонут в яблоках. Сужу по собственным "шести соткам" и по участкам наших соседей по садовому кооперативу.
Львиная часть яблок на огородах пропадает — люди не успевают все съедать, перерабатывать, раздавать друзьям и знакомым. А на рынки огородники, особенно те, чьи "сотки" на удалении от столицы, не поедут: накладно. В Белоруссии, к примеру, на такие участки приезжают плодоовощные комбинаты — покупают фрукты и овощи на соки, джемы и т. д. Когда–то в Латвии была потребкооперация
Урожая достаточно. Только поднять его некому. Потому–то и высоки в продаже цены на отечественные яблоки…