Исследование провело Объединение экономистов, и выводы его в общем то предсказуемы: размеры государственной поддержки во время пандемии Covid-19 в Латвия знаичительно ниже, чем в Литве и Эстонии, а также от многих других стран-членов ЕС. Без адекватных ресурсов для решения основных долгосрочных проблем, к которым относятся низкий уровень доходов и демографический кризис, Латвия будет отставать от Эстонии и Литвы, не говоря уже о Западной Европе. В этой ситуации крайне важно привлечение инвестиций, но тут то, как говорится, и зарыта собака.
«Отставание Латвии следует искать в решениях нашего государственного аппарата и политиков. В Латвии, например, для строительства завода, склада или магазина требуется гораздо больше согласований и бюрократических процедур, а значит, и больше времени, чем в Литве или Эстонии, и это также значительно дороже», - говорит инвестиционный банкир Гирт Рунгайнис.
По его словам, инвестору в Латвии, кроме того, что он строит завод, приходится за свои средства создавать общественную инфраструктуру - дороги, электричество, воду, канализацию и пр. Хорошо известны и примеры скандалов, которые возникают, когда официальные лица, государственные или местные органы власти позволяли себе идти навстречу инвестору в строительстве инфраструктуры, - немедленно появляются сообщения о возможной коррупции, проверки, оскорбления, часто граничащие с судом Линча. Конечно, это отпугивает инвесторов от Латвии. А вот в соседних странах тех же инвесторов встречают с распростертыми объятиями и выполняют все их пожелания в отношении необходимой инфраструктуры, обучения персонала и т. д.
У нас к инвесторам относятся как к потенциальным преступникам: «О каком процветании и росте можно говорить, если мы часто относимся к потенциальным инвесторам в Латвии как к потенциальным преступникам или даже хуже».
Эта проблема усугубляется «капитальным ремонтом» финансовой системы имени Кришьяниса Кариньша. И пока политики публично призвали белорусские компании переехать в Латвию, банки отказывали или откладывали открытие счетов тем, кто откликнулся. «Я знаю латвийские компании, которые разместили свои структуры за пределами Латвии только для того, чтобы иметь возможность получать платежи или платить своим клиентам, находящимся в странах, для которых органы банковского надзора установили очень высокие требования по AML», - говорит Янис Ошлейс.