В 2014 году внесенная сумма составляла 2,38 млрд евро, в 2015-м — 2,59 млрд, в 2016 году — уже 2,67 млрд. Известно, что около половины внесли юридические лица, остальное — физические. Но являются эти деньги официальной
В 2013 году тогдашняя директор Управления налогового контроля СГД Инара Петерсоне в интервью LTV признала, что вопрос следовало бы проанализировать. В 2014-м ведомство передало в Минфин поправки, предполагающие, что банки должны передавать данные о внесенных частными лицами средствах, если зачисления делались не менее восьми раз в год, а общая сумма превысила 6 тысяч евро. Однако рассматривать этот вопрос не стали.
Теперь и сама СГД не настаивает на подобных поправках.
«Нам нужно думать о других решениях, а не о непрерывном получении информации от кредитных учреждений», — указала Даце Пелека, заместитель гендиректора СГД по налоговым вопросам.
«Возможно, нужно думать о том, чтобы, например, розничные платежи максимально перешли на безналичный расчет, как и сделки между физическими и юридическими лицами».
Возможно, также стоит в частном, как и в государственном, секторе выдавать зарплату только перечислением на счет, а не наличными, как это позволено сейчас. СГД также напомнила, что сотрудничество с банками уже идет: у них есть обязанность сообщать о подозрительных сделках.
Например, если оборот счета составляют в основном операции с наличными, осуществляется нетипично большое число сделок, входящие платежи — на небольшие суммы, а исходящие — на крупные, а также если частное лицо в рамках одной или нескольких сделок внесло наличные в коммерческие общества, выплатило, дало в долг или заняло у другого лица 60 тысяч евро или более.
Является ли подозрительным ежемесячное — в течение долгого времени — внесение на счет наличных, однозначного ответа нет и у Ассоциации коммерческих банков.
Там, как и в СГД, считают, что скорее стоит вводить безналичные расчеты. Например, в прошлом году в розничной торговле их доля выросла на более чем 13%.