16 февраля предупреждения США о том, что Россия может нанести удар по Украине в этот день, не исполнились. По мнению политолога, значение этого факта невозможно ни преувеличить, ни смягчить. Даукштс признал, что это была российская «пиар-кампания», призванная показать, что западные спецслужбы не могут предсказать ситуацию. Это также попытка России показать остальному миру, что она сама решает, когда следует атаковать или отступать.
Говоря о дальнейших действиях России, политолог сказал, что непросто расшифровать, как будет выглядеть российская дипломатия в ближайшее время, поскольку весь процесс принятия решений сосредоточен в одном человеке, который может определять направление международных отношений, и это президент Владимир Путин.
По словам Даукштса, новый поворот в нынешнюю ситуацию привнесет одобренная во вторник Госдумой РФ декларация, призывающая Путина признать Донецкую и Луганскую области независимыми республиками. Политолог указал на необходимость введения определенных санкций, однако министры иностранных дел стран-членов Европейского союза (ЕС) не смогли договориться о том, как оценивать этот процесс.
«Минские соглашения, которые были одним из краеугольных камней выработки политики, уходят в небытие. Думаю, начнется новый раунд, новый этап «разогрева» дипломатических отношений, потому что Россия хочет сохранить свою сферу влияния, а также с помощью этих «республик» контролировать или влиять на ситуацию на востоке Украины», — сказал политолог.
По его словам, вопрос вокруг Украины уже привел к не очень приятному выводу, а именно, что ЕС не демонстрирует железного единства и есть много разногласий. Даукштс также отметил, что Путин добился не военной или экономической победы, а возможности послать российскому обществу определенные сигналы о том, что он заставил Запад с ним говорить, что еще несколько месяцев назад было неприемлемо.
«Перед предстоящими в 2024 году выборами Путин показал свою роль лидера. С помощью Донецка и Луганска он сможет показать своему электорату, что он не подчинил Украину вооруженными силами, а спас жизни граждан. Думаю, российский президент хочет показать, что он главный гарант Русского мира», — считает политолог.
На вопрос, может ли Европа быть спокойна, что судьба Европы не будет решаться в ходе переговоров других стран с Россией, Даукштс признал, что настроен скептически, поскольку и Путин, и президент США Джо Байден надеются на реальное соглашение. По словам политолога, лидеры России и США надеются только на взаимные переговоры и решения, которые можно будет «продиктовать» разделенной Европе.
Он указал, что Германия при канцлере Олафе Шольце стала слабой и противоречивой и начала терять свое лидерство в Европе. Тем временем у президента Франции Эммануэля Макрона скоро выборы. По словам Даукштса, в настоящее время нет единого ядра, которое определяло бы дипломатию и внешнюю политику ЕС.
«Мы наблюдаем довольно размытые заявления некоторых стран, которые в своем роде звучат несколько двусмысленно, например, из Венгрии и Польши. Британцы тем временем формируют свой союз между Лондоном, Варшавой и Киевом, это совсем другой геополитический проект. Идет речь также о попытках образования союза в Северной Европе - Латвия, Финляндия и Швеция. Геополитическая ситуация очень нестабильна. Но вывод один — вокруг НАТО и ЕС идут какие-то философские политические дискуссии, которые могут повлиять на судьбу стран Балтии», — подчеркнул политолог.
Отвечая на вопрос, насколько 5-я статья НАТО гарантирует прибалтийским государствам безопасность, политолог призвал учитывать, что после первой части, в которой говорится, что нападение на одного или нескольких членов Альянса является нападением на всех членов, следует следующая часть, где сказано, что каждое государство принимает настоящую статью в соответствии со своими национальными интересами. Он подчеркнул, что вступление в силу 5-й статьи не является автоматическим.
«Это не работает механически. Что будет делать, например, Турция, попытается ли защитить страны Балтии? Мы должны быть очень осторожны, потому что геополитически и геостратегически страны Балтии находятся не в лучшей ситуации. Латвию, Литву и Эстонию с Европой объединяет 100-километровая граница с Польшей. Это поднимает множество стратегических вопросов. Страны Балтии находятся в геополитической осаде. Было бы желательно, если бы Швеция и Финляндия, которые участвуют во многих операциях НАТО, подписали бы соглашение о вступлении в НАТО. Это было бы хорошим якорем для безопасности стран Балтии», - сказал Даукштс.
Недавно посол Швеции в Латвии Карина Хоглунд указала, что вступление Швеции в НАТО в данный момент не планируется, и Даукштс отметил, что такое заявление является дипломатической игрой, так как посол не может давать обещание о решении, которое может быть принято только правительством.
Он сообщил, что социологический опрос показал, что 65% населения Финляндии выразили готовность вступить в НАТО. По мнению политолога, позиция Швеции не так важна, как позиция Финляндии, сыгравшей гораздо более решающую роль в развитии балтийской истории с 1920-х до начала XXI века.
Даукштс также добавил, что он не может сказать, действительно ли по мере усиления российской агрессии и военной угрозы Финляндия будет оставаться полностью нейтральной, поскольку в настоящее время Финляндия выступает в качестве «ассоциированного члена» НАТО.
На вопрос, как должна действовать Латвия, политолог подчеркнул, что мы зависим от собственной внутренней стабильности и силы, как бы банально это ни звучало. Он указал на важность единства общества, внутреннего и социального мира, укрепления взаимного доверия между населением и властью.
«Нужно по новой создавать взаимодействие стратегических интересов страны и каждого гражданина, чтобы он знал, что причастен к стратегической стабильности. В настоящее время не особо большая популярность правительства и правящих кругов являются одной из важнейших угроз национальной безопасности», - отметил политолог.