Состояние латгальских дорог местного значения давно уже властей особо не волнует. И немногие местные жители, которые там остались, к этому уже привыкли. Иное дело — Земгале. Этот регион Латвии традиционно является ее житницей. Здесь самые плодородные почвы, поэтому и рыночная стоимость земли самая дорогая.
Гектар пашни в среднем стоит около 5 тысяч евро. И географически регион расположен сравнительно недалеко от Риги и ближе всего к Европе. Казалось бы, вот они — идеальные условия для развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Но как бы не так. Чтобы в этом убедиться, достаточно съехать с шоссе Via Baltica или Елгава — Мейтене куда–нибудь в сторону. Вышеупомянутые дороги еще хоть как–то подлатали, а все содержание прочих, в особенности грунтовок, заключается в том, что здесь раз в год проедет грейдер и ликвидирует наиболее крупные ямы и ухабы. Но сейчас, ранней весной, когда морозы сменяются оттепелями, грунтовки становятся непроезжими на глазах.
В том же Бауском крае состояние дорог местного значения стало серьезно угрожать бизнесу. Местные власти ввели здесь чрезвычайное положение. Как сообщает Латвийское телевидение, водители школьных автобусов, которые в день преодолевают больше 100 километров по местным грунтовкам, рассказывают, что техника просто рассыпается на глазах, причем вылетают и трескаются даже стекла, не говоря уже о подвесках.
Местные крестьяне лишаются покупателей, которые не желают гробить свой транспорт.
— Ко мне приезжал литовский клиент, который привозит мне сырье. И он сказал, что по такой дороге назад готовую продукцию не повезет. Он не хочет остаться без машины, — рассказывает владелица хозяйства Ивета Лекуне. — Мы собираемся потратить миллионы на празднование 100–летия Латвии, но в то же время не можем найти 700 тысяч евро на асфальтирование дороги.
Хозяйство принесло латвийской экономике в 2014 году более двух миллионов евро прибавочной стоимости, но без дороги его дальнейшее развития невозможно. И сейчас ее владелица решает, что делать дальше.
— Когда планируются инвестиции в сельскую местность, то первое, чем интересуется потенциальный инвестор, — это состояние дорог, — утверждает председатель правления Латвийского центра сельскохозяйственных консультаций Мартиньш Цимерманис.
— Крестьяне рассказывают, что потенциальные клиенты, не говоря уж об инвесторах, как только слышат, что ферма расположена на грунтовой дороге, тут же бросают телефон.
Дело дошло до того, что жители Бауского края всерьез подумывают о том, чтобы перекрыть основную латвийскую транспортную артерию, ведущую в Европу, — шоссе Рига — Бауска — Гренстале. В ответ премьер–министр Марис Кучинскис заявил, что все дороги в стране "нельзя отремонтировать по мановению волшебной палочки".
Будем решать
Правда, спустя несколько дней он же подписал резолюцию, призвав нескольких министров найти решение по улучшению состояния государственных грунтовых автодорог в Бауском крае. Она была адресована министру сообщения Улдису Аугулису, министру финансов Дане Рейзниеце–Озоле и министру охраны среды и регионального развития Каспару Герхардсу.
Кучинскис призвал министров ознакомиться с решением экстренного заседания Бауской краевой думы и сообща рассмотреть наиболее эффективные возможные решения по улучшению состояния государственных грунтовых автодорог в крае.
Вот вам пример очередной бюрократической отписки. Наши чиновники уже давно научились составлять подобные документы, которые практически ни к чему не обязывают. Но сейчас, в весеннюю распутицу, ничего нельзя сделать в принципе. Ведь ремонтники могут выйти на дороги только тогда, когда они просохнут и установится устойчивая плюсовая температура.
Предупреждение от Latvijas valsts ceļi
В связи со сменой погодных условий на латвийских дорогах будут стремительно образовываться ямы. Особенно это касается трасс, которые находятся в плохом и очень плохом состоянии. Об этом предупреждает ГАО Latvijas Valsts ceļi.
Начало весны характеризуется неустойчивой погодой. Ночью температура воздуха обычно опускается ниже нуля, тогда как днем она может повышаться до +7 градусов. Все это сопровождается регулярными осадками.
Такие погодные условия особенно неблагоприятны для дорожного покрытия. Вода попадает в микротрещины на асфальте. Ночью она замерзает, увеличивается в объеме и разрывает асфальт. Именно это и является причиной ускоренного образования ям.
В зимний период устраняются только опасные (аварийные) ямы. При этом используется технология холодного асфальта. Мешки с подобной смесью продаются и в строительных магазинах. Его надо просто разорвать, содержимое скинуть в яму, подождать пока вещество ее заполнит, а потом уплотнить.
Некоторые ремонтники просто утаптывают подобный асфальт ногами. Однако подобное покрытие недолговечно. Оно годится разве что для дорожек на садовом участке. На дороге с более–менее интенсивным движением уже через несколько дней на этом месте вновь образуется яма. К основному ремонту можно приступать только весной, когда морозов больше не будет.
То же самое касается и грунтовых дорог. Из–за хронического отсутствие должного содержания у них засорились мелиоративные канавы, и вода просто не уходит с дороги. Песок, который лежит в основании, набухает и становится рыхлым. Такая дорога не выдержит даже проезда обыкновенной легковушки, не говоря уже о многотонном грузовике.
Денег нет
Чтобы привести в порядок все грунтовые дороги и дороги местного значения, Латвии ежегодно нужно тратить по 130 млн. евро, а на данный момент государственное финансирование составляет 10 млн., заявил руководитель ГАО Latvijas valsts celi Янис Ланге.
Он предсказывает, что при нынешних объемах финансирования последующие зимы будут "уничтожать" дороги Латвии все активней. Общая протяженность грунтовых дорог в Латвии составляет около 11 тысяч километров, но на их ремонт выделяется 10 млн. евро в год, что примерно в восемь раз меньше, чем требуется.
Однако деньги из фондов Европейского союза и бюджетные средства вкладываются в первую очередь в ремонт асфальтированных дорог первой категории, где выше интенсивность движения, поэтому состояние асфальтированных дорог с каждым годом улучшается на 2%. Грунтовки же никто не ремонтирует еще с советских времен.
Но уже в 2018 году еврофинансирование может прекратиться. Ведь ЕС не будет бесконечно содержать Латвию, равно как и другие новые страны Евросоюза. Прошло же уже 14 лет, и они должны были хоть как–то подтянуться до уровня основной Европы. Но руководство Латвии привыкло жить на евродотации, ничего при этом не предпринимая.
И сейчас тот же Марис Кучинскис заявляет, что и в 2018 году Европа нас не бросит. А если бросит? Что тогда будет с латвийскими дорогами, даже страшно подумать.
Пока же руководитель Latvijas valsts ceļi объясняет, что в текущих погодных условиях невозможно что–то сделать, чтобы улучшить состояние дорог. Лишь на отдельных этапах можно отвести с проезжей части воду.
Чтобы начать обработку грунтовок автогрейдерами, надо ждать более благоприятной погоды. А самоуправления и сами жители должны следить за тем, чтобы в округе соблюдались ограничения по массе, которые в настоящее время установлены на 70% местных дорог.
Александр ФЕДОТОВ