Такую модель нейтрализации России активно пропагандирует крайнее национально-консервативное крыло латвийской политики во главе с наиболее ярким его представителем - депутатом Сейма Александром Кирштейнсом.
Карта на иллюстрации, где Россия разделена на множество новых стран по этническому принципу (в основном на базе существующих (номинальных) автономий) была показана на состоявшемся только что в Праге Форуме освобожденных народов России. Она уже вызвала отрицательную реакцию многих критиков путинского режима. Учитывая, что многие российские либералы так и не могут освободиться от вышеупомянутой бациллы имперства, можно было бы подумать, что данная идея отвергается именно из этих соображений. Но эта идея имеет совсем другой недостаток.
Вроде бы лучший вариант, чем раздел России на отдельные этнические единицы, трудно и вообразить. Но даже теоретически это может оказаться далеко не лучший вариант. Не говоря уже о практической реализации данного плана.
Захотят ли после нынешней войны и потенциального разгрома России жители, скажем, Республики Коми сформировать свое независимое государство - это большой вопрос. Эта раздробленность России может создать на огромной территории лишь постоянную напряженность. Вряд ли кому-то это нужно в самом деле.
Но наибольший недостаток этой идеи - архаичный характер этого раздела территорий, присоединения, передела. Данная идея абсолютно противоречит существующему миропорядку. С какой идеей сейчас носятся по всем российским информационным каналам кремлевские пропагандисты? С идеей раздела Украины. Вот разделим Украину между Россией, Польшей, Венгрией, может, еще привлечем к этому разделу Румынию, Белоруссию. Всем будет хорошо, все получат по куску. Чем больше желающих откусить что-нибудь от Украины, тем лучше для Кремля. Почему?
Потому что каждый, кто хотя бы пикнет о каких-то территориальных претензиях, фактически легитимизирует идею пересмотра существующих границ как таковую.
В данный момент любой пересмотр границ и затрагивание вопроса Калининграда (Кенигсберга) возвращает общественное мнение в парадигму территориального передела XIX века. Именно в ту, которую Путину хочется - чтобы так думал и говорил весь мир.
А как это коснется Латвии? Все эти разговоры о разделе той или другой страны для Латвии экзистенциально опасны. Все может закончиться переделом всей карты мира с непредсказуемыми последствиями.
Можно, конечно, сладострастно взирать на карту расчлененной России, но всегда нужно помнить, что такой взгляд в принципе немного отличается от того, с каким Путин и его сторонники делят Украину, Казахстан, Польшу, не говоря уже о странах Балтии. Не надо уподобляться плохим. Даже с вроде бы добрыми намерениями.