Не прошло и года, как Зеехофер выступил с новой инициативой, предложив внести в баварскую конституцию статью об активной интеграции нацменьшинств в немецкое общество и обязать власти оказывать им в этом всяческое содействие. Идею не поддержали ни на местном, ни на федеральном уровне, и премьер на время затих.
Однако как только грянул миграционный кризис и перед Баварией замаячила реальная перспектива приема более полумиллиона беженцев, Зеехофер вернулся к любимой теме. Более того, премьер от слов перешел к делу, пригрозив канцлеру расторгнуть традиционный союз с ХДС и вывести из коалиции троих своих однопартийцев в случае, если Меркель не ограничит поток мигрантов. Еще через пару месяцев Зеехофер направил канцлеру письмо, пообещав обратиться в Федеральный конституционный суд, если правительство Германии «не восстановит на границах отношения, определенные законом».
Внутриполитическими демаршами баварский премьер не ограничился. На фоне охлаждения отношений между Москвой и Берлином Зеехофер снова пошел вразрез с линией Меркель и прилетел с визитом в российскую столицу.
Баварский премьер и раньше был последовательным противником антироссийских санкций. Ограничения на торговлю с Россией наносят ущерб баварской экономике и сельскому хозяйству. Согласно данным, приводимым Frankfurter Allgemeine, за последние полтора года в результате войны санкций экспорт Баварии в Россию упал вдвое.
Неудивительно, что главной целью поездки Зеехофера в Москву было восстановление имевшихся экономических связей и налаживание новых. При других обстоятельствах встреча премьер-министра одной из федеральных земель с российским руководством вряд ли бы вызвала подобный ажиотаж. Однако в условиях очередного российско-немецкого обострения из-за «дела Лизы» визит Зеехофера выглядел как вызов, брошенный немецкому истеблишменту и лично Меркель. В итоге баварец очутился под шквальным огнем критики журналистов и союзников по правящей коалиции.
Одни пытались дистанцироваться от премьер-министра Баварии, другие — упрашивали его отменить запланированную еще осенью поездку. «Внешняя политика определяется в Берлине, а не в Мюнхене»,— напоминал строптивому баварцу социал-демократ Нилс Аннен. «В миграционной политике Зеехофер однозначно занял позицию, противоположную точке зрения канцлера. Надеюсь, что хотя бы в вопросе отношений с Россией он прислушается к Меркель и отменит визит», — вторил ему другой депутат от партии ХДС Родерих Кизеветтер.
Досталось и коварной Москве: немецкие СМИ обвинили Кремль в том, что там пытаются провернуть византийскую интригу, заключить союз с Зеехофером и организовать подкоп под Меркель, а то и того пуще — развалить Евросоюз. За пару дней до визита баварца в российскую столицу западные медиа со ссылкой на высокопоставленных чиновников в правительстве ФРГ сообщили, что «Берлин заподозрил Москву в попытке подорвать доверие немцев к канцлеру, используя тему мигрантов». «В лице Зеехофера Кремль надеется обрести нового союзника, который мог бы посодействовать в изменении проводимого Меркель политического курса и тем самым способствовать расколу в ЕС», — отозвались о предстоящей встрече в Die Welt.
Как ни парадоксально, в самом федеральном правительстве к поездке Зеехофера отнеслись достаточно спокойно. В Германии считается абсолютно нормальным, что лидеры земель защищают интересы своих регионов за рубежом. В конце концов, Зеехофер — не первый баварский премьер, налаживающий контакты с Кремлем напрямую. Еще в 1987 году тогдашний лидер этой федеральной земли Франц Йозеф Штраус прибыл в Москву, где провел переговоры с Михаилом Горбачевым.
Судя по реакции баварского бизнес-сообщества, действия Зеехофера там полностью одобряют и поддерживают. «Диалог не должен прерываться. Россия — важный для нас торговый партнер. Не может быть долгого периода отчуждения», — приводит Frankfurter Allgemeine слова главы Объединения баварской экономики Бертрама Броссардта. С ним согласен и председатель Мюнхенской торгово-промышленной палаты Петер Дриссен: «Приобретенный с санкциями опыт показывает, что они большей частью не помогают достичь поставленных политических целей».
Как рассказал «Ленте.ру» источник в российском МИД, не исключено, что Зеехофер приезжал заручиться политическими гарантиями того, что Москва не будет препятствовать развитию баварского бизнеса в России. В частности, немцы предлагают открывать продуктовые производства с использованием своего оборудования и технологий, действуя, таким образом, в обход санкций. Похоже, такие гарантии были получены: как рассказал журналистам после переговоров с Владимиром Путиным Зеехофер, на предстоящей Конференции по безопасности, которая пройдет в Мюнхене с 12 по 14 февраля, он планирует встретиться с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, а через полгода намерен вернуться в Россию с большой делегацией немецких бизнесменов.
Обещания Зеехофера не стоит сбрасывать со счетов: это влиятельная фигура федерального уровня с хорошими связями в экономических кругах.
Выходец из рабочей семьи, в 22 года он вступил в Христианско-социальный союз и сделал головокружительную карьеру. В 1992-м Гельмут Коль назначил его министром здравоохранения и социальной защиты. Не прошло и года, как Зеехофер оказался в центре скандала из-за проблем с лекарствами. Несмотря на это, политик усидел в своем кресле и принялся за реформы. Простые немцы роптали на инициативы нового министра, но правительство его поддерживало — благодаря сокращению расходов на медобслуживание и медицинское страхование, ведомству за первый же год удалось сэкономить 5,5 миллиарда немецких марок.
В кабинете Меркель Зеехофер также не остался без портфеля: с 2005 по 2008 год он был министром продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей. В 2007-м, не уходя с этого поста, он пошел на выборы премьер-министра Баварии. Помешали пытливые репортеры. Они выяснили, что у примерного семьянина и отца троих детей родилась дочь от Аннет Фреликс — офис-менеджера одного из депутатов бундестага, намного моложе Зеехофера. В итоге избиратели отказали в доверии кандидату с подмоченной репутацией.
В 2012 году Зеехофер целый месяц был президентом ФРГ. За год до этого в порядке ротации он занял пост председателя бундесрата. В связи с досрочной отставкой Кристиана Вульфа из-за коррупционного скандала 17 февраля 2012-го он исполнял обязанности главы государства до избрания Йохима Гаука в марте того же года.
Российские СМИ называют визит Зеехофера вызовом, брошенным канцлеру, а самого премьера едва ли не пророссийским политиком. Однако все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Конечно, он неоднократно говорил, что глобальные современные проблемы «не удастся решить без участия России или же действуя против нее». Но баварец всегда добавлял, что такая позиция ни в коем случае не ставит под сомнение дружбу ФРГ и США. Перед визитом в Москву он не раз подчеркивал, что его поездка согласована как с канцлером, так и с внешнеполитическим ведомством ФРГ.
В Москве Зеехофера позиционируют как одного из главных противников антироссийских санкций. На вопрос журналиста, отменил бы он торговые ограничения, если бы имел право принимать подобные решения, премьер ответил: «В одиночку я могу что-то делать только в Баварии. (…) В обозримом будущем санкции будут сняты. Если бы я мог принять решение самостоятельно, я не стал бы прекращать их действие уже с февраля — это было бы ошибкой». Таким образом, он лишь повторил Меркель и Штайнмайера, не раз заявлявших о том, что Германия заинтересована в нормализации политических отношений с Россией, в снятии санкций, инвестировании, расширении торгово-экономических связей, но при соблюдении ряда условий.
«В определенном смысле поездку Зеехофера, конечно, можно назвать мятежом. В большинстве случаев ему просто выгодно быть мятежником. Так поступали все баварские лидеры, изображая из себя сильных и независимых политиков, радеющих за интересы своей земли. Зеехоферу свойственно фрондерство. Но стоит повнимательнее посмотреть на внутренние причины. Сейчас в Германии много говорят о том, что в Баварии Зеехофера пытается подсидеть министр финансов федеральной земли Маркус Зедер (Markus Söder), который еще более резко критикует Меркель за просчеты в миграционной политике», — рассказал «Ленте.ру» ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Кокеев.
По его словам, жесткие высказывания в адрес Меркель на практике выступают инструментом давления на канцлера на переговорах по разным политическим вопросам. Однако серьезный конфликт внутри правящей коалиции Зеехоферу не нужен, поэтому в итоге всегда достигается компромисс. Правда, не исключено, что на сей раз политик заигрался, подложив свинью не только канцлеру, но и себе. В последнее время рейтинг Меркель снизился до 46 процентов, довольных политикой правящей коалиции и того меньше — 38 процентов. При этом, по опросам общественного мнения, в самой Баварии голоса у ХСС отнимает ксенофобская и антиевропейская партия «Альтернатива для Германии». Ее поддерживают уже 8 процентов баварцев.