Если быть полностью точным, то эта эпопея продолжалась 20 лет. Вначале борьба шла незаметно и в тиши кабинетов. А затем грянул Оранжевый майдан, и не замечать ее стало просто невозможно.
Одним из первых решений новоизбранного президента Ющенко стала первая газовая война с Россией. Он посчитал, что газ по 50$ для Украины, это не правильно, а правильной ценой должна быть цифра 95$. Вы скажете глупо? С точки зрения национальных интересов страны, да. Но в том то и фокус, что к власти Ющенко приводили не ради их отстаивания, а для того, чтобы при помощи Украины выдавить Россию с газового рынка Европы.
И все время, пока шла борьба за его передел, контроль над украинской «трубой» имел стратегическое значение. Начиная с конца 1990-х, украинцы с замиранием слушали цифры, которые страна могла бы выручить от продажи своей трубы, десять, двадцать, тридцать миллиардов долларов. За нее дрались в парламенте и принимали законы о запрете ее отчуждения. Но всегда украинские депутаты делали это в интересах иностранных государств.
Стоит ли удивляться, что когда пришло время Киеву собирать камни этой недальновидной политики, выяснилось, что он отдает свой главный стратегический ресурс даром (!).
Европейцы получают трубу за бесплатно, а выплаты в украинскую казну за право ее использования, будут осуществлять из части своей прибыли.
Я понимаю, что сегодня господин Кистион постеснялся сказать об этой «зраде» национальных интересов. Не с руки ему это говорить. Но он и его подчиненные достаточно наболтали ранее, чтобы понять, в чем состоит суть схемы передачи в концессию украинской ГТС.
Итак, в переводе на нормальный человеческий язык все выглядит примерно так
Пользуясь безвыходным положением «Нафтогаза», в которое он сам себя загнал, начав конфликт с российским «Газпромом», а также в следствии скорого практически полного прекращения гарантированного транзита российского газа по территории Украины, Еврокомиссия предложила схему. Украина отдает свою трубу в концессию европейскому газовому консорциуму, который далее и будет вести переговоры с российской компанией по поводу транзита. Причем речь идет исключительно о передаче полного контроля над ГТС. Иной вариант Европу не интересует.
Что выигрывает Европа
Она получает бесплатно (!) в управление самую мощную в Европе газотранспортную систему. Она снимает политическую составляющую в переговорах с «Газпромом» по поводу транзита его газа территорией Украины и тем самым гарантирует себе поставку российского (!) газа. Также европейцы здорово выигрывают в цене транзита, так как Украина далее будет получать только часть от этих доходов.
Что выигрывает Россия
Новый управляющий украинской ГТС станет предсказуемым и украинскую трубу можно будет рассматривать, как резервный вариант на случай ремонтов основных маршрутов транзита, а также погашения пиков (подземные хранилища также сдаются в концессию). Таким образом, Москва получает стабильность выполнения контрактов перед европейскими потребителями, а главное… может и далее наращивать туда поставки газа. Ведь если Киев перестанет совать палки в колеса бизнесу «Газпрома», а именно так по итогу сдачи трубы в концессию и будет, то прошлогодние 34% европейского газового, рынка и примерно 37% его в текущем году, могут превратиться в 40% уже в следующем году. А это как раз то, что «Газпром» планировал изначально. Напомню, что в 2005 году, когда начиналась война по выдавливанию российского газового «монополиста» с европейского рынка, его доля там составляла всего лишь 21%. Результат налицо.
Что выигрывает Украина
Ничего (!). Вернее, разбив все горшки с Москвой по просьбе Вашингтона и той же Европы, Киев остался у разбитого корыта. Причем денег за аренду этого «корыта» он теперь будет получать на порядок меньше. После примерно 3 миллиарда за транзит в 2017 год, до максимум нескольких сот миллионов долларов после 2020 года.
Война окончена. Занавес.
polit.info