Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Суббота, 27. Июля Завтра: Dita, Marta

«Когда роты и батальоны двинулись вперед, командно-политсостав остались позади в щелях»: о чём доносили Сталину летом 1941-го

20 июля 1941 года Сталин вновь назначил на пост заместителя наркома обороны своего давнего, со времен Гражданской войны, соратника Е. А. Щаденко. Вскоре он получил приказ выехать на фронт для оценки ситуации в районе Ельни, где сложилось крайне опасное положение. То, что происходило на передовых позициях и в штабах, привело Щаденко в изумление и ярость.

Из шифротелеграммы заместителя наркома обороны, армейского комиссара 1-го ранга Е. А. Щаденко из Гжатска И. В. Сталину, 3 августа 1941 года (стиль и орфография оригинала сохранены).

"Вчера, поздно ночью, возвратился из района МУТИЩЕ, где в течение трех дней помогал 106 дивизии организовать бой и дальнейшее продвижение в направлении БОЛЬШАЯ ЛИПНЯ — МАЛАЯ ЛИПНЯ — МАЛЬЦЕВО — ЕЛЬНЯ.

Прежде всего, о людях, бойцах — несмотря на отсутствие крупнокалиберных 152 мм снарядов к гаубицам и пушкам, гаубицам обр. 1937 г. и полного отсутствия авиации — дерутся стойко, переносят авиационные, артиллерийские и минометно-огневые налеты врага без паники и бегства.

И вот эти прекрасные бойцы, по преимуществу молодежь, смело идущая в штыки на врага, как правило, в боевых действиях и операциях бросается вперед, не руководимая командирами и комиссарами непосредственно на поле боя.

Командиры и комиссары, начиная с батальонного и выше, как не горько сказать, трусливо прячутся по командным пунктам, огневым убежищам и щелям.

Нередко во время налета авиации, артиллерии, минометов ведут себя подло, трусливо на глазах у бойцов и даже населения, примеры:

1) 26.7 На штаб 24 Армии в СЕМЛЕВО был сделан налет 4 бомбардировщиков. Начсостав штаба, его отделов обедал в Военторге в столовой, сброшенные бомбы навели такую панику на «командиров», что они, давя женщин (мед. состав, маши­нисток, военторговских служащих), переворачивая столы, пе­ребили много посуды, некоторые прятались под столы.

Нужно сказать, что налет, несмотря на свои 6 повторных заходов, никаких разрушений занимаемой непосредственно отделами штаба и деревне не причинил, ни одного паникера не ранило и не убило, но позора и полной животной трусости вылезло наружу из начсостава непомерно много, мне стыдно было смотреть на шкурное метание из стороны в сторону обалдевших начальников. Я буквально рассвирепел, прекращая подлое поведение наиболее объятых страхом чиновников, но это так сказать тыловые работники штабов и учреждений. За последние дни представилась возможность видеть еще более подлое, более опасное и позорное поведение фронтовых командиров и политработников чем в СЕМЛЕВО.

После всей ночи езды я прибыл в распоряжение дивизии 30.7.41 г.— около 5 часов утра. На КП дивизии добрался около 6 часов, таким образом мог видеть всю процедуру ПОДГОТОВКИ (нудная, тягучая) и сам бой, вернее переход к наступлению, для которого прошли все сроки, несмотря на то, что я подталкивал, оно торжественно как литургия, началось артиллерийской минометной, пулеметной и прочей подготовкой без какого-либо движения впереди, а когда артиллерийская и прочая подготовка закончилась и люди поднятые по телефону пошли в атаку, противник, находившийся во время артподготовки в щелях и убежищах, вновь занимает свои позиции и начинает встречать атаки пулеметно-ружейным и минометным огнем.

Начинается повторная артподготовка, двойной тройной расход снарядов без должной пользы, тогда как если бы наступление велось под прикрытием артогня, то окопы противника, боящегося русского штыка, были бы захвачены гораздо скорее и с тем же оружием (пулеметами, минометами), которые главным образом приземляют нашу пехоту в невыгодном условии между своими и противником окопами. Но для боя этого надо иметь, как говорят «корифеи», стойких, самоотверженных всегда примерных — показательных для красноармейцев командно-политического состава и в достаточном количестве.

Есть ли они у нас.

Я утверждаю, что он есть и в достаточном количестве, но мы пока что не умели им распорядиться и заставить быть в красноармейской массе и во главе ее во время боя и операций. 30.7.41. утром, согласно приказа по армии, 106 дивизия должна была боем продвинуться к ЕЛЬНЕ, и, если удастся, занять ее.

С утра, на писание приказа, на подтягивание и сосредоточение потребовалось больше 6 часов, а когда роты и батальоны двинулись вперед, командно-политсостав остались позади в щелях и на командных пунктах «наблюдать за ходом» боя, именно наблюдать, а не руководить, не организовывать и не воодушевлять на подвиг в бою людей.

И вот, эти американские наблюдатели, авторитет ученых всей системе боевой подготовки войск к войне течением многих лет, не исключая и последних лет, больше всего заботится, чтобы их убежища наблюдательные (командные) пункты были надежны, укрыты и защищены от артогня и воздушного огня.

Привязанные телефону к-ры и комиссары батальонов, полков, дивизий, а иногда не видят поле боя, никогда по-настоящему не управляют боем, очень и очень редко бывают в бою
Они так много говорят и заботятся о «драгоценном» здоровье и жизни комиссара и полит. работника, что на глазах умирающих и истекающих кровью эта «забота» превращается полную трусость и предательство красноармейских масс.

В самом деле красноармейские массы в заботе о командно-политсоставе роют им в глубоком тылу надежные, а иногда и обставляет удобствами блиндаже, убежища, пункты, которые иногда стоят очень много сил и средств, а главное материалов и времени.

Привязанные телефону к-ры и комиссары батальонов, полков, дивизий, а иногда не видят поле боя, никогда по-настоящему не управляют боем, очень и очень редко бывают в бою.

Масса, во время боя не руководимая, не вдохновляемая командиром и комиссаром, предоставленная самой себе обычно несет большие потери, не зная что ей делать в сложной и быстро меняющейся обстановке.

Так случилось и вчера с наступлением 106 дивизии, когда в 13.00 первый полк, находясь на рубеже, перешел своими двумя батальонами в наступление, он продвижением отдельных случаях не нес почти никаких потерь. Почему. Потому, что противник не ожидал, что мы начнем наступать в его обеденный перерыв, а после, когда пообедав, они стали обходить фланги.

Выдавшийся вперед первый батальон, то в этом баталь­оне не оказалось на месте ни командира, ни комиссара, которые бы могли предостеречь батальон от чрезмерного увлечения вперед,

от обходов его флангов, от прижатия его к лесу, разъединения со вторым батальоном и окружения, будь при этом батальоне командир и комиссар (вели, ротные командиры и политруки) совершенно очевидно, что они не дали бы окружить батальон во всяком случае могли вывести его с гораздо меньшими потерями, а самое главное подорвана у бойцов вера в свой командно-политический состав, в решительную победу своей части и Красной Армии в целом.

Батальоны на глазах у пассивных наблюдателей, истекая кровью, понесли очень тяжелые потери — своего состава, но самое страшное в этом... они потеряли веру в себя и в свой командно-политический состав как они трусливо, поджав хвост смотрели из своих щелей на предательство людей, спасая свою шкуру.

Я беседовал с ранеными после их перевьючки, они в один голос вынуждены были сквозь слезы говорить, что их бросил командный состав, и никто в критическую минуту не смог оказать им помощи, никто не руководил ими.

Мрачно настроенные люди не ели предлагаемую им санбатом пищу. Я чувствовал себя преступником, т. к. я тоже находился от этих людей в трех километрах, наивно поверив телефонщикам, что «наступление развивается успешно». Я, конечно, разбирал этот случай с высшим командно-политическим составом дивизии, резко потребовал изменить тактику начальства по отношению к своим подчиненным, поручил расследовать прокурору этот возмутительный случай, но я знаю, что это не случай, а укоренившаяся система, которую надо беспощадно преследовать, ломать и выкорчевывать из сознания руководителей в самой психологической, и если хотите, в идеологической основе, куда залезло подлое шкурничество и предательская трусость. У нас часто слышны разговорчики, что де у нас нет, не хватает командного состава, а поэтому надо его беречь, надо его сохранять от гибели всеми средствами.

Это не большевистская постановка вопроса. Сохраняя шкурников и даже хороших командиров, мы рискуем погубить нашу мать-Родину, за жизнь и процветание которой отдали жизни такие люди, как ЛЕНИН, СВЕРДЛОВ, ФРУНЗЕ, ДЗЕРЖИНСКИЙ, КИРОВ, СЕРГО, КУЙБЫШЕВ и многие тысячи и миллионы других прекрасных жизней.

Сейчас дело идет о жизни и смерти нашей Советской Страны, так неужели же мы должны жалеть для ее спасения каких-то обитателей командных пунктов, щелей и убежищ. Да и сами эти командно-наблюдательные пункты, по-моему, затея не столько от разума и целесообразного большевистского расчета, сколько от желания спасти свою шкуру не умных и не мужественных людей.

Сколько бы мы не возражали, расстреливали бегущих красноармейцев с поля боя, ничего из этого не выйдет
Настоящие командиры полков и комиссары, как правило, не пользуются дорогостоящими сооружениями, а наблюдают за полем боя из той точки, где в данный конкретно момент виднее всего розыгрыш боя, откуда он может подать во время борющихся масс помощь и прекратить бегство в тыл или залезание шкурников в щели.

Если командир после издания приказа не проверяет, не содействует осуществлению, проведению в жизнь собственного боевого приказа, значит он не заинтересован в его выполнении, значит это или шкурный двурушник, бюрократ, или политический предатель. В таких случаях, из-за того, что только так, может стоять вопрос в настоящей войне. Другой постановки не может быть. Другая постановка — это не содействие, а противодействие по отношению к осуществлению главной цели — разгрому вражеских полчищ.

Вот почему, мне кажется, надо издать Наркому Обороны СССР специальный приказ для командно-политического и всего начсостава, в котором резко потребовать строжайшей ответственности всего начсостава как за всю организацию и обеспечение, так и за проведение боя.

Надо положить конец тому положению, что в дивизии, в полках, батальонах и ротах не знают наличия, убыли и прибыли людей. Не знают потому, что не участвуют, уклоняются от подготовки, организации, обеспечения и проведения боя. В этом корень всех наших неустойчивости, всех наших бед, и сколько бы мы не возражали, расстреливали бегущих красноармейцев с поля боя, ничего из этого не выйдет, так как надо расстреливать и тех, кто уклоняется от боя и прежде всего — командно-руководящую часть, кто не считает убитых, кто не заботится о раненых, кто оставляет по суткам голодными красноармейцев.

Я принимаю все необходимые меры к поднятию боеспо­собности дивизии, беспощадно расправляюсь со шкурниками. Сейчас снова выезжаю в 106 дивизию, где буду до конца ЕЛЬНИНСКОЙ операции.

Противник надломлен, у него мало снарядов, танки зарывают в землю из-за отсутствия горючего".

Публикация Евгений Жирнова. "Коммерсантъ-Власть".

1 реакций
1 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

«Испоганенное утро»: под окном латышки мусорщики болтают на русском. Что делать?

Ланга пишет, что ей поступила жалоба от латыша: "Мусорщики из SIA "Ķilupe" в 06:15 перед моим домом кричали на языке оккупантов. Утро началось с русскривошаны (вольный перевод редакции Press.lv слова krievelība, прим. ред.). Сколько раз еще надо объяснять, что рабочим языком Латвии и ее общественного пространства является национальный язык - латышский? Язык создает общественную атмосферу в стране. Мы не обязаны слушать русское мычание, как в оккупированной ЛССР»! Сегодня мы уже писали о другой оскорбленной латышке, сосед которой ни в какую не желает говорить с ней на государственном. Нельзя ли его наказать по закону? Нельзя. На запрос Иевы ответ

Печально небезызвестная поэтесса Лиана Ланга у себя в Фейсбук опубликовала полной горечи и возмущения рассказа некоей жительницы Латвии, утро которой началось с кошмара. Вместо пения латышских птиц ее разбудили неприятные голоса работников мусороуборочной машины.

Читать
Загрузка

Диверсия на железных дорогах вокруг Парижа: тысячи людей не могут уехать из города

В компании уверены, что цель атак — парализовать скоростное сообщение в стране. Железнодорожное полотно повреждено на направлениях к западу, востоку и северу от Парижа. На станции «Монпарнас», откуда поезда уходят на запад Франции, утром в пятницу образовались огромные очереди. Значительное количество поездов отменено. По словам представителей SNCF, в данный момент перебои в сообщении коснулись 800 тысяч пассажиров. По словам представителей SNCF, судя по проданным билетам, пятница должна была стать одним из самых оживленных дней на французских железных дорогах: тысячи человек направлялись в Париж в день открытия Игр и тысячи собирались уехать из города в летние отпуска. Премьер-министр Франции Габриэль Атталь заявил, что диверсии были хорошо подготовлены и скоординированы. На платформе Х (бывши

За считанные часы до открытия летних Олимпийских игр в Париже французская железнодорожная компания SNCF заявила, что ее объекты — пути и вокзалы — подверглись вандализму в разных регионах страны. В частности, сообщается о поджогах, пишет русская служба Би-би-си.

Читать

«Возможно, Парижу это не нужно»: французы устали от Олимпиады до ее начала

Париж - бесспорный главный герой Олимпийских игр 2024 года. Франция не скрывала и не скрывает, что хочет отличиться, организовав самые экологичные и бюджетные Игры в истории, которые, по замыслу, станут моделью и для будущих соревнований. Особенность нынешней Олимпиады в том, что многие состязания проходят в центре города, рядом со знаковыми памятниками французской столицы. 95% инфраструктуры, таким образом, уже существовала, что позволило сократить расходы примерно до 9 миллиардов евро. Игры в Париже 2024 года - самые дешевые за последние десятилетия. Городские власти убеждены, что затраты окупятся, так как олимпийское наследие будет служить людям. Так ли это? "Игры дали огромный толчок развитию, - объясняет Пьер Рабадан, заместитель мэра Парижа по вопросам спорта. - Нам удалось за 4-5 лет завершить работы, на которы

Олимпиада-2024 заявлена хозяйкой мероприятия, Францией, как самая экологичная, инклюзивная и дешевая в новейшей истории. Корреспондент Моника Пина посмотрела на обратную стороны "олимпийской медали", узнав, чем подготовка к празднику раздражает население.

Читать

Строительный шедевр! В Риге обслуживающая компания решила проблему своеобразным образом

«Управляющая компания «Latvijas namsaimnieks» организовала отвод дождевой воды из жилого дома через канализационные трубы, тем самым перекрыв доступ к помещениям. Трубы длиной 10 метров также находятся на территории соседей. Свободный конец конструкции расположен на возвышении. Технический директор дома предложил установить их так вместо гидроизоляции», - рассказывает Юрис. Представители Latvijas namsaimnieks ответили на вопросы программы письменно: «В условиях повышенного количества осадков выявлено скопление влаги в подвале дома под воздействием грунтовых вод. Чтобы предотвратить дальнейшее повреждение фундамента, было предложено временное решение: отводить ливневые воды как можно дальше от фундамента здания», - заявляет Екатерина Пашеткина. Поскольку это не долгосрочное решение, по инициативе управляющего п

В программу Bez Tabu обратился житель многоквартирного дома Юрис, который был крайне удивлен тому, как обслуживающая их дом компания Latvijas namsaimnieks провела ремонт. Для водостока они использовали канализационные трубы.

Читать

За Путина? Матери латвийского футболиста запретили участие в любых футбольных мероприятиях

28 июня в матче второй команды  RFS и "Leevon"/PPK во второй лиге Латвии произошел инцидент на трибунах, во время которого мать Жалейко якобы приказала болельщикам команды-соперника покинуть стадион, назвав их фашистами и ссылаясь на российского диктатора Владимира Путина, заявив, что, когда он приедет в Латвию, он первым делом расстреляет этих фанатов. Понятно, что это был ее ответ на выкрикиваемые фанатами лозунги, в которых подвергался травле Путин (очевидцы упоминали скандирование лозунга "Путин — х***о"...). Оценив имеющуюся информацию, Комитет по этике ЛФФ возбудил дисциплинарное дело за возможные этические нарушения в связи с соответствующим инцидентом. Все имеющиеся на данный момент материалы, связанные с инцидентом, включая пояснения сторон, переданы для оценки ответственным органам. Продолжая расследование д

Марине Щербаковой, матери футболиста RFS Глеба Жалейко, временно запретили участвовать в любых футбольных мероприятиях, сообщает Латвийская федерация футбола (ЛФФ).

Читать

Комиссия нашла виновных в проблеме планирования Rail Baltica: кто же это?

Те, кто оценивал и реализовывал проект железнодорожной линии европейской колеи Rail Baltica в 2017 году полагались на данные, предоставленные инженерами. В то время строительство одного километра Rail Baltica планировалось в два раза дешевле, чем строилось тогда в Европе, - именно такой вывод сделала комиссия. В четверг парламентская следственная комиссия заслушала представителей аудиторской компании Ernst&Young Baltic (EY) и бывшего руководителя АО "RB Rail" Байбу Рубесу. Представитель EY Наурис Клява сообщил о проведенном под его руководством в 2017 году анализе расходов и выгод Rail Baltica. В то время оценки EY показывали, что общие затраты на проект могут составить 5,788 миллиарда евро. Однако оценки, представленные в этом году, указывают на то, что общие затраты на проект могут составить 15,3 миллиарда евро.

В четверг,  25 июля, на заседании Парламентской следственной комиссии Сейма по проблемам реализации проекта Rail Baltica наконец-то были озвучены первые виновные. И ими оказались... инженеры, пишет Delfi.lv.

Читать

Деревянный замок в Лиелварде выкупило самоуправление: почём?

Лиепиньш попросил за замок 18 600 евро, но дума была готова потратить только 15 000 евро. Как сообщила на заседании совета руководитель Департамента культуры и туризма Огрского края Марика Зеймуле (Нацблок), автор замка согласился на сделку.  Анита Стрейле, директор музея Андрейса Пумпурса в Лиелварде, объяснила, что художественные произведения, модели, предметы, картины являются полезным иллюстративным и текстуально-информативным материалом для всех, как для молодежи, изучающей историю Латвии в школах, так и для всех тех, кто интересуется историей, архитектурой и ремеслами. А построенный Лиепиньшем по собранным историческим данным замок имеет музейную ценность, поэтому очень важно сохранить его для будущих поколений.

В четверг на заседании Огрской думы депутаты единогласно решили выкупить у Агриса Лиепиньша копию латышского деревянного замка Uldevene, которую тот решил разобрать на дрова, потому что устал от туристов.

Читать