Вообще, книга эта в первую очень интересна тем, что автор предлагает не просто набор наблюдений и полученной за десятилетия практики информации, но и осмысливает ее концептуально. Меня лично эта концепция отсутствия у постсоветских людей эмпатии как основной причины сегодняшних наших проблем очень удивила, я никогда раньше не встречала такого взгляда и, тем более, столь полного концептуального осмысления основных черт нашего менталитета.
Алексея Рощина я знаю лично, я трижды с ним обедала. И могу сказать, что это один из немногих людей, который исключительно хорошо знает Россию. Тот самый народ, которым одни либералы пугают друг друга, другие перед ним падают ниц. Рощин знает народ, потому что образование + многолетний опыт работы в политтехнологиях + занятие промышленной социологией дали ему, пожалуй, в руки фактуру, которая мало у кого есть. Когда я приезжаю в Москву, обязательно пишу Алексею и предлагаю встретиться - мне интересно просто слушать, что он рассказывает про Россию.
Книга его меня удивила тем, какие совершеннейшие мелочи, какие тонкие детали, нюансы взаимоотношения наших людей друг с другом и с властью он прояснил. Если вы действительно хотите знать, что на самом деле думают россияне и как они строят свое политическое поведение, читайте книгу. Я прочитала с интересом. Считаю себя человеком достаточно осведомленным и в деле изучения народного менталитета искушенной, однако очень многое в книге Рощина для меня было открытием. Например, описание электорального поведения мужчин и женщин. Более консервативны в выборе кандидатов у нас женщины, а мужчины, как ни странно, наоборот, склонны доверять независимым кандидатам. Однако при этом мужчины реже следят за новостями, плохо ориентируются в кандидатах, не читают программы и не помнят дату выборов. Женщины - это меня удивило у Рощина! - за всем следят и более активно голосуют. Но, увы, консервативно.
Другое откровение Рощина, вообще крайне редкие для современной публицистики сообщения - про трудовую этику современных жителей провинции. Автор долгое время работал социологом на разного масштаба предприятиях, провел множество интервью, фокус-групп с работниками по всей России и рассказывает очень любопытно о том, как люди видят себя во взаимоотношение с работодателем, с друг другом. Например, они прекрасно понимают, что их эксплуатируют на переработках, что условия труда опасные, что работодатель скрывает вредность. Мы-то привыкли думать, что у нас тупой народ, который не видит собственной загнанности. А он, получается, все видит, просто так у нас рабочих людей обложили, что им ни головы нельзя поднять, ни пикнуть...
Глава "Народ и труд" из книги заставляет плакать. Я чуть не заплакала, так мне наших людей жалко. Женщины, например, в России все чаще идут на очень тяжелую работу, потому что она плохо оплачивается и мужчины не нанимаются. Например, на железной дороге именно женщины работают "стопперами" - они встречают составы и подкладывают под рельсы специальные "башмаки", каждый из которых весит больше десятка кг, а носить надо за раз минимум два. Очень тяжелые впечатления от этой главы.
Отлично у Рощина расписано отношение россиян к криминалу, зекам, вообще - к тюрьме. Нет страха перед ними, зато порой люди вынуждены уповать на блатных и братков, чтобы те, обладая хоть какой-то организованной силой и системой понятий, защитили народ от чиновников и "воров-капиталистов". Это тоже очень тяжелая глава.
Некоторые описанные Рощиным факты и явления я очень хорошо знаю и всегда переживала, что в целом об этом говорят и пишут мало. Например, Рощин делает важнейшее заявление: блатная тюремная культура является, в своей сути, гомосексуальной. Об этом много писалось в лагерной прозе и это сегодня совершенно забыто. А зря! В книге ясно описано, как гомосексуальная природа блатного мира влияет вообще на все население и какие инструменты запугивания людей дает власти. То, что профессиональные сидельцы встраиваются в гей-иерархию, это одно. А вот распространившийся с зон на остальное население страх быть опущенным - совсем другое.
Кстати, здесь у меня есть некоторое дополнение: я говорила с рядом людей, которые в последние годы сидели в российских зонах. Все они утверждают, что повальная коррумпированность ФСИН сводит гей-культуру тюрьмы на нет, потому что блатные уже давно могут заказывать себе на зону проституток. Конечно, если омаров и икру воры в законе на зоне едят, почему бы им проституток не поставлять? В общем, тема получила историческое развитие.