Первый - нереалистичный. Это если только Путин прямо сегодня уйдет в отставку, а российские войска выйдут из Украины и Крыма. Даже в этом случае нашим железным дорогам пришлось бы серьезно конкурировать с Литвой.
Второй, совершенно противоположный сценарий, но вполне реальный - это железный занавес между ЕС и Россией с Белоруссией. Никакой бизнес в этом случае невозможен, поскольку Латвии будет нечего перевозить по железным дорогам.
Есть еще промежуточные сценарии, рассматриваемые в настоящее время.
Так, министр сообщения Талис Линкайтс рассказывал, что весной объем грузов на железной дороге даже увеличился. Потому что бизнесмены торопились закрыть сделки. Правда вопрос, не являются ли такие сделки обходом санкций? Но если никакая компетентная инстанция или европейское учреждение, занимающаяся такими вопросами, молчит, то все «чики-пики».
Еще один сценарий может заключаться в том, что Латвия привлекает грузы из Казахстана и Узбекистана, привозя оттуда уголь, нефтепродукты, калий и минеральную воду. Однако грузы из Средней Азии приходят в Латвию через Россию и Белоруссию, что говорит о возможных рисках. Все это очень сомнительно, потому что Россия и Белоруссия в один прекрасный день могут сообразить и не пропустить такой груз через свою территорию.
Все происходящее вокруг "Latvijas dzelzceļš" сейчас секретно, отмечает М. Краутманис. Неизвестно даже, какая сумма будет закачана в эту компанию. Линкайтс заявил, что речь идет не о сотнях миллионов, а всего лишь о десятках миллионов евро. То есть не более 99 миллионов?
На официальном сайте Министерства сообщения говорится о четырех возможных сценариях будущей работы ГАО "Latvijas dzelzceļš" и подсчитан размер необходимой поддерки. Подробности — секрет.
Количество сотрудников в компании уже сократилось почти на 2,5 тысячи человек или на 34% от общего числа сотрудников по сравнению с началом 2020 года. Между тем, Марис Клейнбергс, председатель правления, в прошлом году получил 120 тысяч евро, или 10 тысяч в месяц, напоминает "Неаткарига".