Была ли какая-то роль на этой встрече у президента и премьер-министра? Конечно, была – они говорили. Они издавали звуки, которые имели частоту, длину волны, амплитуду, скорость. Эти звуки слышат средства массовой информации и ретранслируют их публике. От желающих сформировать правительство сил сейчас исходит множество звуков, которые по преимуществу напоминают какофонию «бла-бла-бла» - «образование и наука как основы качества, сочетание народного хозяйства и законности, национальная безопасность, стабильность, демография, устойчивость» и т.д.
Но давайте попробуем представить, что на самом деле думают основные поствыборные игроки.
Президент государства Эгил Левитс думает о своем повторном переизбрании на пост президента государства в следующем году. Его избирает не народ, а Сейм, поэтому он хочет обеспечить себе стабильное большинство. Он не хочет связываться ни с одной из сил и вынужден всячески вилять. Но Элерте и те круги, которые когда-то протолкнули его к власти, упорно призывают Левитса обеспечить «Прогрессивным» место в коалиции. Это почти принципиальный вопрос. Вот почему Левитс говорит на этой неделе обо всем обиняками, но можно услышать, что мечта о четырехпартийной коалиции все еще не умерла в его сердце.
У Кариньша та же идея и песня. Отсюда и сравнения коалиции с табуреткой, которая будет недостаточно устойчивой на трех ножках. Кариньш все еще надеется на четыре.
Однако у Райвиса Дзинтарса (Национальное объединение) в голове другая мелодия: «Без нас все равно не справятся...» Национальное объединение вновь набрало достаточно мандатов, чтобы его не обошли в грядущей коалиции. Это им удается на протяжении двух десятилетий. Огромный опыт в тех шахматах, где пешки стремятся стать ферзями, здесь Национальное объединение игрок не хуже Элерте.
Было время, когда Элерте был могущественнее любого премьера и партии, могла пропагандистскими методами уничтожить или возвысить почти любого, но теперь ее власть уже совсем не та. Так что Дзинтарс не скрывает своей мысли и проговаривает ее вслух: «Прогрессивным» не светит!».
И вряд ли такая коалиция возможна там, где существуют столь острые противоречия в вопросах языка, национальных меньшинств, прав геев и лесбиянок и не только. Может быть, в Рижской думе все это не так значимо — там обе силы в одной коалиции, но в парламенте такое уже не проходит.
Что могут ответить на это политические новички «Прогрессивные»? «Трусы! Почему они не встретились с нами?» - с негодованием сотрясает воздух кандидат в премьер-министры, а ныне главный переговорщик «Прогрессивных» Каспар Бришкенс, думая как-то дискредитировать «националистов». Ничего не выйдет - Национальное объединение спокойно объясняет, что смысла встречаться с «Прогрессивными» сейчас нет, но, может быть, они встретятся после того, как будет сформировано правительство. Всяческие эпитеты и аллегории в адрес конкурентов можно было использовать перед выборами, а сейчас, если есть желание сотрудничать, нужно сильно обуздывать свои эмоции и выбирать, в какой момент что и как говорить. Выплескивая свое раздражение, «Прогрессивные» еще больше теряют шансы на правительственную коалицию.
Что в этот момент могли подумать те депутаты, которые были избраны от «Объединенного списка»? Они будут рады довольствоваться теми возможностями, которые есть у партии сейчас, - они постараются получить как можно больше важных постов в правительстве.
Игры продолжатся. Одна часть СМИ будет давить, давить и давить, что «Прогрессивных» надо включить в коалицию. Поскольку «ничего не выкристаллизовалось» и вопрос о количестве партнеров по коалиции до сих пор висит в воздухе, это создает напряжение и непонимание по поводу потенциальных министров - кто какое кресло может занять. Кроме того, есть и идея«Нового Единства» — создать новое Министерство охраны окружающей среды и энергетики.
Это не очень хорошо. В условиях кризиса и войны замедляется формирование правительства. У власти до сих пор старые министры, проигравшие на выборах в 14-й Сейм, которым нечего терять и которые способны в последние недели и последние дни своего мандата как заварить такую кашу, что ее не расхлебать годами, так и ловко похоронить то, что уже было сделано".