«Поднялась температура, слабость была, лежала все время, вставать не хотелось. Пошла к врачу. Врач послушал, говорит, воспаление легких», - рассказывает женщина.
Тогда анализ на Covid-19 еще не делали, поэтому она ждала, когда можно будет проверить кровь на антитела. Если результат будет положительным, значит, встреча с вирусом состоялась.
В лаборатории первым делом врач интересуется, когда человек болел, от этого зависит, какой тест будут делать. Поскольку после болезни прошло несколько месяцев, будут смотреть на иммуноглобулин. Врач рассказывает, новый вирус очень хитрый.
«В этом и проблема коронавируса, что он любым способом, множественными способами хочет обманывать иммунную систему человека, прячется за двойными мембранами, чтобы его не опознала иммунная система. Этим и можно характеризовать, почему очень по-разному люди реагируют на него, много факторов и до сих пор неясно. В любом случае, это антиген, мы к этому замку будем искать есть ли ключик», - говорит лабораторный врач E.Gulbja laboratorija Янис Сташуланс.
Если вирус — замок, то антитела и есть тот самый ключик. Сам процесс занимает пару минут: оформляют документы, берут кровь из вены. Но результат будет известен только на следующий день.
Конкретно в этой лаборатории тесты на антитела к Covid-19 начали делать с конца февраля. Сначала для себя - посмотреть, что происходит с иммунитетом. Первые антитела датированы 5-ым марта. С середины апреля — это уже платная услуга для всех желающих. За эти месяцы в Gulbja laboratorija сделаны полторы тысячи анализов на антитела. Точность теста 98%, через месяц после начала болезни 96,6%. По данным врача, позитивных 60-70.
Из них только 6-7 человек не знали, что болели. По наблюдениям специалистов, у всех, кто встретился с коронавирусом, вырабатываются антитела. Но нарисовать универсальный график врачам не удалось. У одного больного иммунитет появился на 9 день после начала симптомов. А у другого только через 2 месяца.
«Разговаривая с пациентами, впечатление на данный момент субъективное, что вирус слабеет. Это уже не настолько тяжелые случаи. Это один из факторов: или это свежий вирус оттуда, или у нас этот вирус ротировал через несколько хозяев здесь. Вирус мутирует, он приспосабливается. Вирус сам по себе не должен убивать. Вирус, который убивает, умирает вместе с жертвой. В интересах вируса размножаться и стать очень легко переносимой болезнью. Тогда вирус будет жить вечно», - отметил доктор Сташуланс.
В Латвии масштабную проверку населения на антитела готовы делать хоть сейчас, но не видят в этом смысла — слишком маленькое число заболевших — меньше одного процента. И после поверки, очевидно, тоже будет меньше одного процента. Возможно, исследование запустят в конце года.
«Если инфекция пропадет, что будет очень хорошо, тогда вообще не будем делать исследование. Но, если будет вторая волна заболевания или проблема сохранится, тогда необходимость такого исследования можно обсуждать. Но надо иметь ввиду, что исследование дорогое, просит большие ресурсы. Надо думать, действительно ли оно необходимо», - заявил главный инфектолог Министерства здравоохранения Уга Думпис.
Главный инфектолог Минздрава также ставит под вопрос, нужно ли жителям самим проверятся на антитела ради интереса:
«Если нет точной уверенности, что был контакт с заболевшим или не были за рубежом и там не болели, если только думаете, что переболели, то, скорее всего, вы не болели».