«И определен также круг обязанностей, которые нужно выполнять надзору — то есть муниципальным стройуправам. Так как самоуправление действует во всех трех сферах (как владелец, управляющий и орган контроля), мы сконцентрировали свою ревизию, посмотрели, как самоуправления выполняют все свои обязанности».
По словам главы Госконтроля Элиты Крумини, на многоквартирные жилые дома сейчас приходится 67% всего жилфонда страны. Поэтому проверяющие изучали, что происходило с этими домами в последние 20 лет. То, что они констатировали, вызывает серьезную тревогу — потому что в законе указано, кто и как обязан содержать здания и проверять их, но система на практике работает неэффективно, и безопасность многоквартирных зданий ухудшается.
С поддержанием домов в нормальном состоянии сегодня не справляются ни владельцы, ни домоуправления, ни контролирующие учреждения, ведя «страусиную политику», и впоследствии риски будут только расти, а ремонты обойдутся куда дороже, подчеркнула Круминя. В ряде случаев дома приходят в негодность.
ГК хотел проверить 1119 домов, но сведения получил только по 82. Менее чем в половине муниципальных домов был проведен положенный визуальный осмотр, не оценено состояние строений, не подсчитано, какие инвестиции требуются в улучшение состояния домов. Более чем в 50% случаев жильцы не могут получить сведения о состоянии их дома, потому что дом попросту не проверяется (а должен — ежегодно).
Вложения в ремонты возможны за счет платы за содержание, которую вносят жильцы. Но она драматически низка, порой 4-8 центов за кв.м, отметил Корчагин. Кое-где самоуправления не взимают ее вообще. Собранные средства позволяют покрыть только издержки на делопроизводство и скосить траву во дворе, о капремонтах речи быть не может.
В 51 доме (в совокупности 736 квартир, 1500 обитателей) констатированы серьезные риски пожароопасности: много где выкрошились трубы печного отопления, печные трубы выведены в каналы вентиляции, имелись другие повреждения. Во многих случаях были констатированы повреждения кровли и фундамента, угрожающие безопасности конструкций.
Чтобы устранить угрозы только в зданиях с повышенным риском пожароопасности, пришлось бы отселить жильцов в другие квартиры, и на это требуется создание определенного жилфонда — так вот подсчеты показали, что для 51 дома это потребовало бы 29 млн евро, признал Корчагин. Чтобы устранить повреждения кровель и фундаментов в 60 домах, нужно до 100 тыс. евро на каждый дом. Такие вложения (по несколько евро на каждый кв.м) далеко не все жильцы могут себе позволить. Но пока они могут решать на собраниях, какой быть плате за содержание дома — побеждают низкобюджетные решения, признал чиновник.